История создания Кёльнского собора Кёльнский собор- это объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Строительство: гг., гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. всемирного культурного наследия ЮНЕСКО всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Нижний Арус правой башни XIII век. Строительство кафедрального собора в Кёльне началось в 1248 году, во времена готики. К концу XIII столетия с восточной стороны были возведены стены хора, а с западной заложена одна из башен. Но после этого работы были приостановлены, и на протяжении 500 лет, когда времена готического стиля уже давно миновали, собор представлял собой всего лишь архитектурный фрагмент.
В период римского господства, примерно в 50 году нашей эры, на холме в северо- восточной части Кёльна, где сейчас находится собор, в центре богатого купеческого квартала, стоял языческий храм, посвященный Меркурию – богу торговли. При первом, известном нам по имени, епископе города Матернусе, языческий храм был разрушен, и на его месте возведена христианская церковь и баптистерий. В IV веке во внутреннем дворе епископской церкви была сооружена часовня, в которой были похоронены некоторые члены семьи франкского короля Теудеберта Второго. Примерно в 800 году кайзер Карл Великий сделал Кёльн частью епископской области. В 818 году архиепископ Хильдебольд на месте разрушенного храма возвел новую церковь, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Это была уже трёхнефная базилика с хорами и криптой. В 870 году «старый собор» был освящён, а через сто лет он был расширен ещё на два нефа, став, таким образом, пятинефным.
В 1820-е годы, на волне распространившегося нового течения романтизма, снова вошли в моду Средние века, и впервые за долгое время появилось настойчивое желание завершить строительство собора. По счастливой случайности сохранился древний чертеж предполагавшегося западного фасада, и в 1824 году работы возобновились. К 1880 году возведение этого архитектурного гиганта было закончено. Все, что сооружено в XIX веке, это масштабная реконструкция величественного облика средневекового собора, блестящее воплощение замысла, не осуществленного предками.
Вдохновляющим примером для Кёльна служил храм в Амьене, оттуда был заимствован план. Строители знали также соборы в Париже и Сен-Дени. Большая пятинефная базилика в Кёльне имеет трансепт, хор с обходом и венец капелл, в интерьере воспринята французская система стены. Однако Кёльнский собор произведение немецкого зодчества. В нем резче подчеркнуты контрасты. Кёльнский собор является самым крупным готическим храмом, его длина достигает 144 м, высота 157 м. Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным абсолютным размерам, но и вследствие намеренного перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. В наружном облике здания контрастны сопоставления гладких поверхностей и декоративной резьбы. Движение по вертикали усиливается мотивом повторяющихся от яруса к ярусу створчатых арок.
В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа. Культ «реликвий», как в Германии обычно называют и мощи, и святыни, достиг наивысшего расцвета в XII и ХIII веках, когда в Европу в результате Крестовых походов попало большое количество христианских святынь. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна стали устремляться многочисленные паломники. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Райнальд фон Дассель Фридриха I Барбароссы Святых волхвовмиланских монастырей Милана 1164 Райнальд фон Дассель реликвии саркофаг серебра золота рака Райнальд фон Дассель Фридриха I Барбароссы Святых волхвовмиланских монастырей Милана 1164 Райнальд фон Дассель реликвии саркофаг серебра золота рака
Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59- метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. 1790Георг Форстер 1300 неф Георг Форстер 1300 неф 1450
В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства Карлом Фридрихом Шинкелем Эрнстом Фридрихом Цвирнером ПруссииФридрих Вильгельм IV4 сентября нефах октября 1880 Вильгельма I1842 Карлом Фридрихом Шинкелем Эрнстом Фридрихом Цвирнером ПруссииФридрих Вильгельм IV4 сентября нефах октября 1880 Вильгельма I
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.
Сокровища искусства в Кёльнском соборе. Невозможно здесь перечислить и дать оценку всем сокровищам, хранящимся в соборе. Среди них такие значительные памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над скамьями, главный алтарь, 14 скульптурных фигур: Христос, Мария и двенадцать апостолов на ограде хора. Все эти произведения были созданы, вероятно, во время строительства хора, а в эпоху барокко заменены новыми. Однако примерно в середине XIX века хор был, насколько это возможно, восстановлен в своем прежнем виде. Высоко в верхних рядах окон светятся еще витражи окна Королей, а в галерее хора, в боковой капелле, находятся Библейские окна и окна Трех королей. В Мариенкапелле можно восхищаться знаменитым «Поклонением волхвов» престольным образом работы Стефана Лохнера 1440 года. Сокровищница собора также хранит драгоценности небывалого достоинства, собранные здесь за долгие столетия: раку Св. Энгельберта, знаменитый крестовый реликварий, кресты романские, готические и барокко, епископские жезлы, статуи святых, ценные дароносицы и многое другое. Сокровища искусства в Кёльнском соборе. Невозможно здесь перечислить и дать оценку всем сокровищам, хранящимся в соборе. Среди них такие значительные памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над скамьями, главный алтарь, 14 скульптурных фигур: Христос, Мария и двенадцать апостолов на ограде хора. Все эти произведения были созданы, вероятно, во время строительства хора, а в эпоху барокко заменены новыми. Однако примерно в середине XIX века хор был, насколько это возможно, восстановлен в своем прежнем виде. Высоко в верхних рядах окон светятся еще витражи окна Королей, а в галерее хора, в боковой капелле, находятся Библейские окна и окна Трех королей. В Мариенкапелле можно восхищаться знаменитым «Поклонением волхвов» престольным образом работы Стефана Лохнера 1440 года. Сокровищница собора также хранит драгоценности небывалого достоинства, собранные здесь за долгие столетия: раку Св. Энгельберта, знаменитый крестовый реликварий, кресты романские, готические и барокко, епископские жезлы, статуи святых, ценные дароносицы и многое другое.
Легенды Кёльнского собора Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир. Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир. Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом