«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики» Опыт работы Банниковой Натальи Анатольевны учителя русского языка и литературы МОУ Приволжская СОШ 3 Приволжского района Самарской области
Информационная справка Образование – высшее Стаж работы – 11 лет Квалификационная категория – высшая Награды: Диплом за первое место в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года 2006» Благодарность Министерства образования и науки Самарской области «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, высокий профессионализм и педагогическое мастерство» год Победитель районного конкурса творчески работающих педагогов в номинации «Лучший учитель 2010». Почетная грамота главы Муниципального района Приволжский
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В современной школе существует противоречие между определяющим значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных методов обучения.
В базисном учебном плане количество часов по литературе сокращается ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА В старшей школе с введением профильного обучения приоритет отдается предметам физико- математического цикла Требования к знаниям и умениям учащихся остаются прежними Сегодняшний выпускник должен быть не только всесторонне развит, но и уметь самостоятель но добывать знания Данное положение вещей требует от учителя нового подхода к процессу обучения и в целях активизации познавательной деятельности учащихся внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий
КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 1. Ориентация на личностно- смысловое отношение учащихся к учению 2.Развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры 3. Опыт творческой, поисковой деятельности 4. Развитие навыка самостоятельной работы 5. Приобретение методологической системы знаний
Содержание опыта Содержание опыта Использование проектной методики Разработка возможностей межпредметной интеграции «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ» Внедрение мультимедийных технологий (программа Power Point, видеопрограммы)
Применение технологий в урочной деятельности индивидуальные сообщения - интерпретация поэтического текста; групповое задание - обзор жизни и творчества выбранного автора, представленный в виде компьютерной презентации; сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению; сопоставление произведений на одну тему разных писателей; характеристика жанровых особенностей художественного текста…
Результатом работы ребенка является защита проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций Система оценки включает в себя: Подбор литературного материала (широта и глубина охвата, лаконизм изложения, точность, яркость, эстетика подачи фактов). Квалификация пользователя ПК (компьютерная эстетика подачи материала). Оценивание осуществляется с трех позиций: Самооценка Оценка учащихся Оценка преподавателя.
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Применение технологий во внеурочной деятельности Постановка литературно-музыкальных композиций с использованием мультимедийных технологий К Дню Победы
К Международному женскому дню 8 Марта
К последнему звонку, выпускному вечеру и другим.
Решаемые задачи современного образования: умение отбирать и систематизировать материал; умение работать с литературоведческой терминологией; приобретение навыков ведения дискуссии; разработка гуманистических и этических проблем интегрирование информационных технологий в освоение литературного материала; развитие и демонстрация умений и навыков пользователей ПК, (структурные системы слайдов, широкий спектр анимации текста и рисунков, музыкальное сопровождение, использование видеоряда и т.д).
Результативность опыта С целью выявления эффективности применяемых технологий обучения нами была использована методика диагностики направленности учебной мотивации, предлагаемая Дубовицкой Т.Д. В результате работы по внедрению вышеуказанных технологий, можно выделить ряд позитивных изменений: учащиеся на протяжении ряда лет являются победителями и призерами районных предметных олимпиад, конференций НОУ, учащиеся стабильно имеют высокий процент качества знаний по литературе. Из результатов исследования видно, что при сопоставлении по годам средний и высокий уровень мотивации учащихся при изучении литературы вырос с 64% до 81 %.