У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
Advertisements

Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной.
XVIII век – век портрета Усиление интереса к человеческой личности Усиление интереса к человеческой личности Стремление раскрыть индивидуальность персоны.
Изображение головы человека в пространстве. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь,
Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Русский портрет XVIIIвека Федор Степанович Рокотов Владимир Лукич Боровиковский Иван Петрович Аргунов.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (Автопортрет?)
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Ещё закутана в атлас,
Интегрированный урок Биологии + Мировой художественной культуры.
Живопись и Скульптура XVIII века. Живопись «Пётр I на смертном одре» Портретист И. Никитин.
1 2 3 Боровиковский В. Л. Портрет князя А. Б. Куракина. 1801–02 Щедрин Сем. Ф. Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова Иванов М. М. Доение.
Жанр портрета. Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
Урок - лабораторная работа Как определить художественную роль портрета героя в литературном произведении Белянкина Светлана Васильевна гимназия 1528 г.
Строение и функции зрительного анализатора. Глаза – зеркало души (В.Гюго)
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Что такое «парадный портрет» 4 класс Творческий проект Окружающий мир Руководитель: Анисимова В.И. учитель начальных классов.
изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды и т.п. Иногда говорят "внешний портрет героя", подразумевая под этим.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
Транксрипт:

У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение в XVI – XVII вв.

Портрет воеводы М.В. Скопина – Шуйского (1620–1630 г.) Первые парсуны ещё тесно связаны с традициями иконописных изображений. В них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлечённость образов. Но уже заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и известных особ (царей, светских лиц).

Портрет царя Алексея Михайловича 1670 г. С середины XVII в. особенно ощутим разрыв с иконописными традициями. Приоритетной становилась идея возвеличивания знатного лица в парадном торжественном портрете. Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов, их объём, массу, цвет, фактуру. В двумерной плоскости создавалась иллюзия глубины реального пространства, воспроизводилась воздушная перспектива и светотень.

Портрет Якова Тургенева В портрете Якова Тургенева, выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения г. Государственный Русский музей

Французский художник Луи Каравак ( ) оказал большое влияние на становление русской портретной живописи европейского уровня. Художник с 1716 года проживал в России. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений, где имел русских учеников. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером». Создал портреты монархов и несколько прелестных детских портретов, портретов детей "галантного века". Луи Каравак не был выдающимся европейским живописцем, но он позволил русскому портрету-парсуне отойти от иконописной плоскостности, графичности, условности, обрести подлинную живописность и обескураживающую непосредственность.

Луи Каравак "Портрет цесаревны Натальи Петровны» Государственный Русский музей

Луи Каравак "Портрет Анны Петровны и Елизаветы Петровны» Государственный Русский музей

Иван Вишняков "Портрет Сарры Фермор» 1750 г., Государственный Русский музей

Иван Вишняков «Портрет Вильгельма Фермор» 1750, Государственный Русский музей

С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена И. Н. Никитина ( ), А. М. Матвеева ( ), А. П. Антропова ( ) и И. П. Аргунова ( )

И. Н. Никитин «Портрет напольного гетмана» 1720 г. Государственный Русский музей

И.Н. Никитин «Пётр I на смертном одре»

А.М. Матвеев «Автопортрет с женой» 1729 г. Русский музей Первый лирический портрет в русской живописи

А.П. Антропов "Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» 1754 г. Государственная Третьяковская галерея

И. П. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме» 1784 г. Государственная Третьяковская галерея

Шедевры русских портретистов Во второй половине XVIII века в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный. Однако самые значительные произведения по – прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев того времени следует особо выделить Ф. С. Рокотова (около 1735 – 1808), Д. Г. Левицкого (1735 – 1822) и В. Л. Боровиковского (1757 – 1825).

Ф.С. Рокотов "Портрет неизвестной в розовом платье"

Ф.С. Рокотов "Портрет В.Н. Суровцевой»

Рокотов Ф. С. «Портрет Екатерины II» 1763 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Ф. С. Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г. Государственная Третьяковская галерея

Д. Г. Левицкий «Портрет П. А. Демидова» 1773 г. Государственная Третьяковская галерея

Д. Г. Левицкий «Портрет Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой» 1773 г. Государственный Русский музей

Д. Г. Левицкий "Портрет Е. Нелидовой» Государственный Русский музей

В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной» 1797 г. Государственная Третьяковская галерея

В. Л. Боровиковский "Портрет Е. Нарышкиной в детстве» Государственный Русский музей

В. Л. Боровиковский "Портрет сестер Гагариных» Государственная Третьяковская галерея

В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» 1794 г., Государственная Третьяковская галерея

В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с Кагульским обелиском на фоне) , Государственный Русский музей