М ЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ И СОТОВОЙ СВЯЗИ
ИНФОРМАЦИЯ, ЗАПРЕЩЕННАЯ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие веществ, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; 4) отрицающая семейные ценности ; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.
Р ИСКИ В СЕТИ И НТЕРНЕТ Контентные риски - материалы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть и т.д. Коммуникативные риски – риски общения при знакомстве с новыми людьми в Интернете. Кибермошенничество, целью которого является обман пользователей. Психологические риски – интернет- и игровая зависимости. Электронные риски – столкновение с программными средствами, оказывающими вредоносное воздействие на компьютерную систему.
К ОНТЕНТНЫЕ РИСКИ Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом: Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации; Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда; Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ Незаконные контакты Киберпреследования Кибербуллинг
К ОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ : ГРУМИНГ Груминг - установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Предупреждение груминга: Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются; Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии; Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу; Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн- знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет- другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
К ОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ : КИБЕРБУЛЛИНГ Кибербуллинг преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Предупреждение кибербуллинга: Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать; Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей; Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз; Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
К ОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ : КИБЕРБУЛЛИНГ На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга: Беспокойное поведение Неприязнь к Интернету Нервозность при получении новых сообщений
К ИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО Предупреждение кибер мошенничества: Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете; Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных; Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности.
П СИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ : ИНТЕРНЕТ - И ИГРОВУЮ ЗАВИСИМОСТЬ Предвестники интернет-зависимости: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн; увеличение времени, проводимого онлайн; увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Э ЛЕКТРОННЫЕ РИСКИ Предупреждение столкновения с вредоносными программами: Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент. Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры. Делайте резервную копию важных данных. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Ч ТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТОЛКНУЛСЯ С КАКИМИ - ЛИБО РИСКАМИ Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать; Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка; Если ребенок расстроен чем-то увиденным или он попал в неприятную ситуацию постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке, жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время; Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию; Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций. Ч ТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТОЛКНУЛСЯ С КАКИМИ - ЛИБО РИСКАМИ
О БЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В И НТЕРНЕТЕ. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Установите защиту от вирусов. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Оценивайте интернет-контент критически.