Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения Автор работы: учитель русского языка ГБОУ СОШ 250 г. Санкт – Петербурга Соковых Надежда Николаевна
Таблица. Сложносочинённые предложения Простые предложения, входящие в состав сложного, могут быть равноправны по смыслу. Между собой они связываются сочинительными союзами 1. Засветились огни, и слышнее стал говор. [ ], и [ ]. 2. Все птицы притихли, но зато зашелестели листья. [ ],[ ].
Таблица. Сложноподчинённые предложения Простые предложения, входящие в состав сложного неравноправны: одно по смыслу подчинено другому. Одно из них главное, другое (или другие) – придаточное, служащее для пояснения какого – либо слова в главном или всего главного. придаточные связываются с главными подчинительными союзами или союзными словами 1. Они подъезжали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. [… сущ. ],(которую … ). 2. Яков был прозван турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки. [ ],(потому что… ).
Группы сложноподчинённых по значению 1. С придаточными определительными. 2. С придаточными изъяснительными. 1Вопрос:какой? 2. Вопрсы косвенных падежей.
Группа с многочисленными придаточными обстоятельственными 1. Степени и образа действия. 2. Придаточные следствия. 3. Придаточные цели. 4. Придаточные сравнения. 1. Отвечают на вопросы: как? в какой степени? каким образом? 2. Используется союз так что. 3. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? 4. Отвечают на вопрос как?
Продолжение 5. Придаточные места. 6. Придаточные времени. 7. Придаточные причины. 5.Вопросы: где? куда? откуда? 6.Вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 7.Вопросы: почему? отчего?
Продолжение 8. Придаточные условия. 9. Придаточные уступительные. 8.Вопрос: при каком условии? 9.Вопрос: несмотря на что?
Составьте предложения по схемам 1. Сложносочинённые: [ ],а [ ]. [ ],да [ ]. 2.Сложноподчинённые, у которых место придаточного изменить нельзя […,(где… ),… ]. [ ], ( так что…).
Сложноподчинённые, в которых можно изменить место придаточного 1. [ ], ( хотя…). 2. (Когда ),[ ]. 3. [ …,(если…), …].