Психологическая работа, направленная на формирование готовности старших дошкольников к обучению в школе МКДОУ 2 п. Дубна Подготовила педагог-психолог Савельева Е.О.
Поступление в школу – это чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Понятие «школьная готовность» складывается из таких компонентов: Физическая готовность; Психологическая готовность.
На групповых психологических занятиях дети закрепляют умение: - правильно сидеть, - держать карандаш, - быть выдержанными и внимательными.
В течение года старшие дошкольники занимаются по специальным тетрадям по подготовке руки к письму, благодаря чему формируются навыки: Рисования по клеточкам; Составления узоров; Регулирования силы нажима на карандаш; Выполнения штриховки; Написания под диктовку графических диктантов.
Подготовленность к школе не сводится только лишь к физической готовности. Необходима и особая психологическая готовность ребенка, которая складывается из следующих компонентов: Мотивационный; Интеллектуальный; Эмоционально-волевой.
Мотивационная готовность заключается в сформированности: желания учиться; положительного отношения к школе и к учителю. В связи с этим на групповых и индивидуальных занятиях детям предлагаются различные ситуации из школьной жизни, которые надо объяснить и охарактеризовать школьную жизнь.
Вторым по значимости компонентом психологической готовности является интеллектуальный компонент. Заключается он в том, что у детей формируются: Определенный кругозор, Запас знаний, Познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и т.д.) Психологическая работа в подготовительной группе направлена также на формирование непосредственно данного компонента.
На третьем месте по значимости находится эмоционально-волевой компонент, который предполагает: Радостное ожидание начала обучения; Развитые нравственные и эстетическое чувства; Сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание).
Формирование эмоционально-волевой готовности к обучению в школе – одна из важнейших задач психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Благодаря этому у детей формируются: умение управлять своим поведением; дисциплинированность; организованность; аккуратность; внимательность.
Все компоненты психологической готовности формируются у старших дошкольников как посредством групповой формы психологической работы, так и в индивидуальной форме, которая имеет не мало важное значение.
В процессе психологической работы для поддержания интереса к учебной деятельности детям предлагаются различные: дидактические игры, игровые ситуации, игровые задания, физкультминутки, динамические паузы, релаксационные упражнения.
В результате проводимой в течение всего учебного года психологической работы со старшими дошкольниками итоговая диагностика показывает положительную динамику развития психических процессов и формирования готовности детей к школьному обучению. Сентябрь 2012 года Май 2013 года
Таким образом, на выходе из детского сада мы получаем модель выпускника, соответствующего требованиям ФГОС, которая включает в себя следующие качества личности старшего дошкольника: Любознательный; Физически развитый; Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Спасибо за внимание!