Что такое «среда программирования RAD Studio» Интегрированная среда программирования Delphi позволяет относительно легко и быстро создавать приложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация Delphi
Advertisements

Лекция 2 Delphi. Палитра компонентов Окно редактора кода Окно конструктора формы Окно инспектора объектов.
Компоненты: Флажок Переключатель Мемо Марина Макарова.
Практические работы в Pascal ABC
Тема 5. Введение в среду визуального программирования Borland Delphi 7.0.
Что такое «среда программирования Delphi» Интегрированная среда программирования Delphi позволяет относительно легко и быстро создавать приложения Windows.
ФАКУЛЬТАТИВ №001. IDE Delphi ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРФЕЙСА Delphi.
Объектно-ориентированное программирование Основы языка программирования Lazarus.
Тема 5. Основы современной технологии программирования Программирование в средах современных информационных систем. Интегрированные системы разработки.
Слезко Полина Сергеевна Учитель информатики Белоярской СОШ Томской области.
Невизуальные компоненты: Main Menu, Popup Menu.. Невизуальные компоненты: MainMenu, PopupMenu, Timer, стандартные диалоги и.т.д не отоброжается на форме.
1.Какие пять окон появляются после запуска Delphi? 2. Что такое событие? 3. Как осуществляется ввод данных в ЯП Delphi?
Объектно-ориентированный язык программирования. Выберите в реальной жизни любой объект (холодильник, магнитофон, машина) и опишите его свойства, методы,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 25 Выполнила: учитель информатики Турганова Н.В. Томск
Преподаватель информатики ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж» Гаврилова Екатерина Федоровна.
Никого нельзя ничему научить, но всему можно научиться народная мудрость.
ОКНА СРЕДЫ Visual Basic Презентацию подготовила учитель информатики МБОУ СОШ 3 г. Светлого Нетесова Н. А.
Общие сведения Так как среда программирования Visual Basic выполняется на компьютере вместе с операционной средой Windows, то создавать мы будем программы,
Графический интерфейс и событийные процедуры VBA Мирошниченко А.П. Презентацию подготовила: Мирошниченко А.П.
Транксрипт:

Что такое «среда программирования RAD Studio» Интегрированная среда программирования Delphi позволяет относительно легко и быстро создавать приложения Windows Быстрому созданию приложений способствует наличие библиотеки визуальных компонентов и мощный встроенный компилятор, переводящий текст приложения в машинный код Эта среда разработана фирмой Borland в середине 90-х годов XX столетия и постоянно модернизируется

Общие сведения о RAD Studio Для создания компонентов используется специальная библиотека визуальных компонентов Визуальные компоненты отображены в Палитре компонентов Коды для компонентов пишутся на языке Object Pascal Интерфейс среды программирования Delphi представляет собой 4 окна, отображающихся на Рабочем столе

Палитра компонентов Окно редактора кода Окно конструктора формы Окно инспектора объектов

Главное окно и палитра компонентов Главное окно отображает разделы меню, кнопки команд Оно даёт возможность осуществлять основные функции управления Проектом создаваемого приложения

Дизайнер Форм Дизайнер Форм является окном будущего приложения Windows На Форме программист располагает необходимые компоненты интерфейса приложения Компонентами могут быть окна редактирования, командные кнопки, таблицы и т.д.

Инспектор Объектов Окно инспектора объектов отображает свойства и события объектов для текущей формы Form1. Его можно отобразить с помощью команды View / Object Inspector или нажатия клавиши. Окно инспектора объектов имеет 2 вкладки Properties (Свойства) и Events (События).

Окно Редактора Исходного Кода В этом окне пишутся коды, управляющие свойствами и действиями компонентов, расположенных на Форме Окно редактора кода (Unit1.pas) содержит исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Каждый редактируемый файл находится на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке.

.Dpr Основный файл проекта!!.Dfm Ф айл формы !!.Pas Файл модуля Паскаля !!.Res Файлы ресурсов !(создается при первом сохранении).Opt Файл параметров проекта.~* Резервные копии файлов.Dcr Delphi Component Resource !.Dcu Скомпилированный файл модуля.Dsm Промежуточный код.Dsk Конфигурация рабочей области.Exe Исполняемые файлы Структура проекта на Delphi Обязательные файлы для работы приложения

Создание нового приложения начинается с того, что Delphi автоматически предлагает пустое окно - форму Form1. Интерфейс приложения составляют компоненты, которые можно выбирать из Палитры компонентов, размещать их на форме и изменять их свойства. Выбор компонента в Палитре выполняется щелчком мыши на нужном компоненте, например, кнопке Button и после этого щелкнуть на форме. На ней появится выбранный компонент. После размещения компонента на форме Delphi автоматически вносит изменения в файл модуля, т.е. добавляется строчка : Внешний вид компонента определяют его свойства, которые доступны в окне Инспектора объектов, когда компонент на форме выделен. Пример простого приложения

В окне Инспектора объектов приводятся названия всех свойств и их значения. Свойства представляют собой атрибуты, определяющие способ отображения и функционирования компонентов при выполнении приложения. Изменять значения свойств можно непосредственно в Инспекторе, при этом сразу же изменяется соответствующий компонент. Дадим нашей кнопке другой заголовок: напишем в строке Caption - About Form Некоторые свойства Button: Cursor:TCursor - изображение мыши при наведении на кнопку (например: crHandPoint ) Default:Boolean-нажатие кнопки выполняется по клавише Enter, если значение Default=True Font:TFont - шрифт Height:Integer - высота кнопки в пикселях Width:Integer - ширина кнопки в пикселях Left :Integer - горизонтальная координата левого верхнего угла. Top :Integer - вертикальная координата левого верхнего угла.

Чтобы кнопка могла реагировать на какое либо событие, необходимо указать процедуру обработки события, которая будет вызываться при возникновении данного события. Для этого нужно сделать двойной щелчок в области события OnClick (или двойной щелчок по кнопке About Form), в результате Delphi автоматически создает в модуле формы заготовку процедуры- обработчика. var About: TAbout; begin ShowMessage(Привет!); end; Теперь при нажатии на кнопку About Form будет появляться окошко с сообщением «Привет!». Напишем в процедуру

Приложение которое мы создали будет иметь вид:

unit Unitl; //Имя модуля interface uses //После этого слова идет перечисление подключенных модулей. Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type //После этого идет объявление типов TForml = class(TForm) //Начало описания нового объекта TForm. Здесь описываются компоненты и события Формы private //После этого слова можно описывать закрытые данные объекта { Private declarations }//Подсказка, которую сгенерировал Delphi. Здесь можно описывать переменные и методы, доступные только для объекта TForml public //После этого слова можно описывать открытые данные объекта { Public declarations }//Подсказка, которую сгенерировал Delphi. Здесь можно описывать переменные и методы, доступные из любого другого модуля end; //Конец объявления типов var //Объявление глобальных переменных Forml : TForml; //Это описана переменная Forml типа объекта TForml implementation {раздел реализации – содержит раздел описания локальных переменных, процедур и функций} {$R *.dfm ) } //Подключение.dfm файла (файл с данными о визуальных объектах {раздел инициализации – в нем располагаются тексты процедур} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin {код процедуры обработки событий} end; end. //Конец модуля Структура программного модуля на Delphi

Компонент форма Form Align Задает режим выравнивания объектов внутри формы. BorderStyle Задает стиль обрамления формы, а также поведение формы (возможность менять размеры окна). Caption Задает заголовок окна формы. Color Задает цвет формы. Font Задает атрибуты шрифта формы. Значения свойств можно задать либо в окне свойств объекта, либо в программе. OnCreate Происходит при загрузке формы. Основное событие компонента Form Основные свойства компонента Form

Пример использования в программе Form1.Caption:=Моя программа; {задание заголовка формы}

Событие и процедура обработки события Понятия при программировании в WINDOWS: Событие Процедура обработки события Щелчок на изображении командной кнопки – это пример того, что в WINDOWS называется событием. Событие (Event) – это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Некоторые события Delphi Событие Когда происходит OnClick При щелчке кнопкой мыши. OnDblClick При двойном щелчке кнопкой мыши. OnKeyPress При нажатии клавиши клавиатуры OnCreate При создании объекта (формы). OnMouseDown При нажатии кнопки мыши. OnMouseUp При отпускании кнопки мыши. Реакцией на событие должно быть какое-нибудь действие. В Delphi реакция на событие реализуется как процедура обработки события. Таким образом, для того чтобы программа выполняла некоторую работу в ответ на действия пользователя, программист должен написать процедуру обработки соответствующего события.

Написание процедур обработки событий 1. Выбрать объект для которого необходимо писать процедуру 2. В окне Инспектора объектов выбрать вкладку Events 3. Для создания процедуры нужно дважды щелкнуть в поле имени процедуры. 4. Откроется окно редактора кода, в котором уже добавлен шаблон процедуры обработки этого события procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin {код процедуры} end; TForm1 - имя формы, Button 1 - имя объекта, Click -имя события. 4

Компонент: метка Label Label – метка, используется как надпись или как область вывода информации для чтения. Основные свойства компонента Label Caption Задает заголовок надписи, выводимой на экран Alignment Задает режим выравнивания текста метки. AutoSize Позволяет автоматически менять размеры метки, чтобы соответствовать размерам надписи (значение True). Font Задает шрифт, используемый для отображения текста Visible Задает видимость надписи на экране. Имеет два значения. Если значение True, то надпись видна, False – нет.

Пример использования в программе Label1.Caption:=Сумма = ; {задание заголовка надписи} Label1.Color:=clYellow; {задание цвет надписи} Label1.Font.Color:=clBlue; {задание цвет шрифта надписи} Label1.Font.Size:=16; {задание размер шрифта надписи} Label1.Font.Name:=Arial Black; {задание типа шрифта надписи}

Компонент: строка ввода Edit Edit – строка ввода. Заголовка (Caption) у этого компонента нет, но есть свойство Text как содержимое строки. Это свойство можно как считывать, так и записывать. Основные свойства компонента Edit AutoSize Задает необходимость изменения размера компонента при изменении размера шрифта (если True). BorderStyle Задает стиль обрамления поля. Text Задает содержимое строки редактирования. MaxLength Ограничивает число вводимых в поле символов. ReadOnly Запрещает редактировать отображаемый текст (если True). Основное событие компонента Edit OnChangе Происходит, когда пользователь изменяет текст в компоненте

Пример использования в программе Edit1.Text:=Привет, Гаврики!; {задание содержимого поля} Edit1.Text:= Edit1. Text + Вот!; {редактирование содержимого поля} Edit1.Color:=clSkyBlue; {задание цвета поля ввода}

Особенности ввода-вывода в Delphi {Получение исходных данных из полей ввода} var dist:integer; t:real;... dist:= StrToInt(Edit1.Text); t:= StrToFloat(Edit2.Text); StrToInt (S) - функция преобразования строки в целое число StrToFloat (S) - функция преобразования строки в дробное число IntToStr (I) - функция преобразования целого числа в строку FloatTo Str (R) - функция преобразования дробного числа в строку {Вывод результатов в поля ввода} var dist:integer; t:real;... dist:= 4+8+2; Edit1.Text:= IntToStr(dist) + метров; t:= 3.14*sqrt(4); Edit2.Text:= FloatToStr(t) + минут;

Компонент: строка ввода Button Button – стандартная кнопка, обычно кнопка используется для запуска действия, которое должно произойти после нажатия на эту кнопку. Основные свойства компонента Button Основное событие компонента Button Caption Задает название кнопки. Height Задает высоту кнопки. Width Задает ширину кнопки. OnClick Происходит, когда пользователь щелкает основной (левой) кнопкой мыши на объекте.

Пример использования в программе Button1.Caption:=Выход; {задание названия кнопки} {обработчик события нажатия кнопки «Число»} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); Begin Edit1.Text:=FloatToStr(45.558);{вывод числа в поле Edit1} end; {обработчик события нажатия кнопки «Выход»} procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); Begin Close;{процедура завершения работы программы} end; Пример обработки события OnClick

Пример использования компонентов Button {обработчик события нажатия кнопки «=»} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var a,b,c:integer; {слагаемые и сумма} Begin a:=StrToInt(Edit1.Text); {преобразование текстовой строки в число} b:=StrToInt(Edit2. Text ); {преобразование текстовой строки в число} c:=a+b; Edit3.Text:=IntToStr(c); {преобразование числа в строку} end; {обработчик события нажатия кнопки «Выход»} procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); Begin Close;{процедура завершения работы программы} end; Edit1 Edit2 Edit3 Button1 Button2

Компонент: флажок CheckBox CheckBox (кнопка с независимой фиксацией - флажок Windows). Позволяет пользователю выбрать/отменить определенную опцию. Основные свойства компонента CheckBox Основное событие компонента CheckBox Caption Текст, поясняющий назначение флажка Cheked Состояние флажка True False OnClick Происходит, когда пользователь щелкает основной (левой) кнопкой мыши на объекте.

Пример использования в программе {обработчик события нажатия по флажку} procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject); Begin if CheckBox1. Checked then Label1.Caption:=Флажок стоит! else Label1.Caption:=Флажка нет!; end; If Checkbox1. Checked Then {действия при установленном флажке} Else {действия при сброшенном флажке} Часто используется с конструкцией If-Else Пример проверки наличия галочки у флажка

Компонент: группа переключателей RadioGroup RadioGroup (группа переключателей). Позволяет отображать поля с ограниченным множеством значений. Основные свойства компонента RadioGroup Основное событие компонента RadioGroup OnClick Происходит, когда пользователь щелкает основной (левой) кнопкой мыши на объекте. Caption Задает название группы переключателей. Items Определяется количество переключателей в группе и надписи около них. Надписи задаются в окне String List Editor. ItemsIndex Задает номер кнопки, выбранной по умолчанию. 0 – первая, -1 – ни одна кнопка не выбрана. Если пользователь установил один переключатель в группе, то ранее выбранный – автоматически снимается.

Пример использования в программе {обработчик события нажатия по кнопке «Выполнить»} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin case RadioGroup1. ItemIndex of 0: Edit3.Text:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)+ StrToFloat(Edit2.Text)); 1 : Edit3.Text:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)- StrToFloat(Edit2.Text)); 2 : Edit3.Text:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)* StrToFloat(Edit2.Text)); 3 : Edit3.Text:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)/ StrToFloat(Edit2.Text)); end;

Компонент: окно редактирования Memo Memo (многострочное окно редактирования). Используется для ввода, отображения и редактирования многострочных текстов. Основные свойства компонента Memo Основное событие компонента Memo Lines Определяет текст, который будет выведен построчно в окне Memo при запуске программы. Текст задается в окне String List Editor MaxLength Позволяет ограничивать число вводимых пользователем символов. ScrollBars Задает наличие полос прокрутки. Text Используется, чтобы получить текст компонента Memo как одну строку. Значение этого свойства не отображается в окне Object Inspector, к нему можно обратиться только во время выполнения программы. OnChangе Происходит, когда пользователь изменяет текст в компоненте

Работа со строками компонента Мемо 1. Текст можно вводить в редакторе – свойство Lines или в программе. 2.Memo1.Lines.Add(new line); - добавление новой строки в конец текста. 3.Memo1.Lines.Clear; - очистка содержимого компонента Memo. 4.Memo1.Lines[3]:=abcd; - в строку под номером 3 записать текст abcd 5.Z:=Memo1.Lines.[5]; - содержимое шестой строки записать в текстовую переменную Z. 6.X:=Memo1.Lines.Count; - в числовую переменную Х записать количество строк в тексте. 7.Memo1.Lines.LoadFromFile(C:\text.txt); - загружает содержимое файла text.txt в компонент Memo1 8.Memo1.Lines.SaveToFile(C:\text.txt); - сохраняет содержимое компонента Memo1 в файл text.txt Нумерация строк начинается с 0. Если в тексте есть строки с номерами 0, 1, 2, 3, 4, 5, то количество их равно 6.

Пример использования в программе {обработчик события нажатия по кнопке «Ok»} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var i: integer; begin for i:=0 to 10 do Memo1.Lines.Add(Это строка +IntToStr(i)); end; {обработчик события нажатия по кнопке «Очистить»} procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin Memo1.Lines.Clear; end;

Пример использования в программе {обработчик события нажатия по кнопке «Определить»} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var i,n,kol: integer; s:string; begin kol:=0; {Свойство Memo1.Lines.Count содержит кол-во строк в Memo1} for n:=0 to Memo1.Lines.Count-1 do begin s:=Memo1.Lines[n];{в свойстве Lines содержатся строки текста} for i:=1 to length (s) do if s[i]=a then kol:=kol+1l end; Label1.Caption:=Кол-во букв «а» = + IntToStr(kol); end; Ввести с помощью компонента Memo текст из русских букв, состоящий из нескольких строк. Сосчитать сколько в этом тексте букв а.

Компонент: рисунок Image Image (рисунок). Позволяет отображать рисунок, загруженный из графического файла. Относится к группе Additional. Основные свойства компонента Image Align Задает режим выравнивания расположения объекта Image внутри формы. Picture Задает имя файла графического файла с рисунком с помощью окна Picture Editor. Streth Задает разрешение на автоматическое масштабирование рисунка относительно Image. Image1.Picture.LoadFromFile(С:\рисунок.jpg); {процедура загружает в компонент рисунок из указанного файла} Image1.Picture.SaveToFile(С:\картинка.bmp); {процедура сохраняет в указанный файл содержимое компонента} Пример использования в программе

Компонент: список ListBox ListBox служит для отображения списков строк. Каждая строка ListBox хранит данные в формате String. Основные свойства компонента ListBox Columns Определяет во сколько столбцов будет отображен список, если он не помещается в окно ListBox Sorted Если установленное в true то список располагается по алфавиту. При этом новые строки добавляются не в конец, как обычно, а по алфавиту. MultiSelect Разрешается множественный выбор при установленном значении в true, если MultiSelect установлено в false то разрешено выбрать только один элемент Items Элементы списка – массив строк Count Определяет количество элементов списка ItemIndex Определяет номер выбранного элемента(нумерация списка начинается с нуля). Если в списке не выбрано ни одного объекта, то значение равно минус 1 xпxп

Методы добавления строк в компонент ListBox Считывание из файла ListBox1.Items.LoadFromFile('Имя_Файла'); // Процедура считывания из файла ListBox1.Items.SaveToFile('Имя_Файла'); // Процедура записи в файл Добавление строки в конец списка ListBox1.Items.Add('Новая_Строка'); //Добавление строк в конец списка Так как количество строк в компоненте равно ListBox1.Items.Count, то новая (последняя) строка имеет номер ListBox1.Items.Count-1. Это объясняется тем, что нумерация строк начинается от 0. Добавление строки перед строкой с номером i Для этого нужно воспользоваться методом Insert, и указать номер строки, перед которой необходимо записать новую строку: ListBox1.Items.Insert(i, 'Новая_Строка'); // Добавление строки перед строкой с номером i При этом новая строка получает номер i. Добавление строк на этапе конструирования В Инспекторе Объектов с помощью свойства Items. Появится окно редактора содержимого, где и можно внести нужную информацию. Пользователь может выделить строку, щёлкнув по ней мышкой. Номер выделенной строки возвращает свойство компонента ListBox.ItemIndex. То есть, получить текст выделенной строки можно так: S := ListBox1.Items[ListBox1.ItemIndex];