В мире литературы Рапота ученика 8 го класса Гуркина Дениса Учитель: Бородавкин А.Г
«ЖИТИЕ СВВ. БОРИСА И ГЛЕБА» Репродукция иконы свв. Бориса и Глеба (Романа и Давида) XVI века
О МИРЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет мировая история, и эта тема смысл человеческой жизни.
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире.
Одна из насущнейших задач ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства слова Древней Руси. Искусство слова находится в органической связи с изобразительным искусством, с зодчеством, с музыкой, и не может быть подлинного понимания одного без понимания всех других областей художественного творчества Древней Руси...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА 1. Кого в Древней Руси называли оратаем? 2. Комната монаха в монастыре? 3. Первая книга христианского мира? 4. Бог грома и молнии у древних славян? 5. Старинная рукопись, документ? 6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? 7. Боевой топорик с длинной рукоятью? 8. Произведения устной поэзии о русских погатырях и народных героях? 9. Похоронный обряд у древних славян? 10. Чей щит прибит «на вратах Царегра-да»? 11. Как назывались в Московском государстве XVIXVII веков учреждения?.
Ответы (Пахаря.) (Келья.) (Евангелие.) (Перун.) (Хартия, свиток.) (Обет.) Секира.) (Былины.) (Тризна.) (Вещего Олега.)
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Традиционное литературоведение видело в русской литературе XIX века прежде всего критический пафос, «срывание всех и всяческих масок», обличение самодержавия, крепостничества, буржуазных порядков, порьбу за счастье народа. С.Данилин. Троице-Сергиева лавра. 1985
СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.
ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" АФАНАСИЯ НИКИТИНА "Хожение за три моря" - древнерусское произведение в стиле дневниковых записей. Автор - тверской купец Афанасий Никитин - описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию. Путешествие продолжалось с 1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий Никитин умер.
СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА Не лепо ли ны бяшетъ, братия, начяти старыми словесы трудныхъ повестей о полку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тай песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Бояне по вещий, еще кому хотяше песнь творите, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облака. Помняшеть по рече, първыхъ времене усобице. Отрывок Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей; который дотечаше, та пряди песнь пояше - старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Бояне же, братия, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, не своя вещиа просты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху.
ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ "Житье и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена" не только древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево- Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших "хождение" в Святую Землю в гг.
МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА Моление Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу" - памятник, возникший в начале XIII века - представляет сопой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ "Слово о погибели Русской земли" первоначально представляло сопой прядисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.
ЗАДОНЩИНА Задонщина" принадлежит к группе повестей, возникших в связи с Куликовской битвой. Повесть сложилась в конце XIV или начале XV в. на основе летописного сказания, устных преданий, произведений народного поэтического творчества. Вероятно, автором ее был брянский поярин, впоследствии священник в Рязани, Софония
ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ, КАК ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИЕ ДОВЕЛО МОЛОТЦА ВО ИНОЧЕСКИЙ ЧИН "Повесть о Горе и Злочастии" дошла до нас в единственном списке первой половины XVIII века. По времени своего возникновения относится предположительно к первой половине XVII века.
ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ "Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х годах XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Сочетание в "Повести" романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа.
О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ М. ЩЕРБАТОВА М.М.Щербатов ( ) - князь Рюрикович (37-е колено от Рюрика), был сыном М.Ю.Щербатова, архангельского губернатора, одного из сподвижников Петра I. Мемуарный памфлет М.М.Щербатова "О повреждении нравов в России" написан в 1786 г. или 1787 г. Сочинение это, наряду с рядом других, явилось своеобразным итогом многолетней деятельности Щербатова- историка - государственного