Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель. С. Я. Маршак. О талантливом читателе.
Подготовка к чтению по ролям 1. Знакомство с текстом - чтение или слушание, общая проверка восприятия. 2. Определение количества действующих лиц. 3. Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц. 4. Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов « за них ». 5. Определение интонации с которой нужно читать слова героев. 6. Выбор чтецов и первое чтение по ролям. 7. Разбор достоинств и недостатков чтения по ролям. 8. Выбор новых исполнителей и повторное чтение. 9. Подведение итогов и оценка работы.
Словесное рисование. 1. Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования. 2. Рисуется место, где происходит событие. 3. Изображаются действующие лица. 4. Добавляются необходимые детали. 5. Раскрашивается контурный рисунок.
Алгоритм работы по составлению диафильма 1. Прочитайте текст, определите общий характер будущего диафильма. 2. Разделите текст на части ( картины, кадры ). 3. Выделите в первой части главные предложения ( для титров ). 4. Представьте себе мысленно картинку к этой части текста. 5. Устно нарисуйте картинку к первому кадру. 6. Графически изобразите кадр ( выполняется по желанию, не на уроке ). 7. Сделайте титры к кадру ( устно или письменно ). 8. Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре. 9. Проделайте работу отмеченную в п. 3,4,5,6 ( по желанию ), 7.8 с каждой из следующих частей текста.
Схема работы по драматизации 1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать. 2. Анализ произведения ( обстановки, образов героев и их поступков ). 3. Постановка исполнительских задач. 4. Выбор выразительных средств. 5. Пробы ( этюды ), анализ. 6. Подведение итогов, внесение коррективов. 7. Заключительный показ, его анализ.