Иван Фёдоров. Книгопечатание
Иван Фёдоров (ок. 1510–1583) –основатель русского книгопечатания в России и на Украине. Учился в университете в г. Кракове. В юности (1530–1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). Предположительно, именно там узнал о типографском деле: в Кракове в конце 15 в. книги на кириллице печатал Швайполт (Святополк) Феоль; на Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале 16 в. благодаря Франциску Скорине.
Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни.
19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по настоящее время никто не знает. Возможно, они были, но до нас не дошли.
Сам Иван Федоров в послесловии «Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратите и божие дело вконец погубит». Люди эти «зависти ради многие ереси умышляли», они объявили деятельность Ивана Федорова богопротивной, еретической. Первопечатник писал о своих преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения исходили «не от самого государя, но от многих начальник, и священно начальник, и учитель». Нет сомнения, что это – феодальная верхушка церкви, убежденный враг всех и всяческих нововведений. Это те самые «снящиеся быт и учителя», которые заявляли: «Грех простым читать Апостол и Евангелие»!
Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец встретили благожелательный прием в Заблудове – укрепленном замке гетмана Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года закончили печатать «Учительное Евангелие», предназначенное для просвещения православного люда белорусских и украинских земель. Вторым заблудовским изданием стала «Псалтырь с Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту книгу и «Часовник» использовали для обучения чтению.
15 февраля 1574 года закончилась печатать «Апостола» и началась печать «Азбуки», которую составил сам Иван Фёдоров. «Азбука» представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Тексты писались на бересте, на цере, на листе пергамена или бумаги. Иван Федоров использовал русские рукописные буквари, созданные до «Азбуки», и грамматический труд «Осьмь чести и слова» (восемь частей речи).
Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилась Острожская Библия. Ее объем в 628 листов. Отпечатана в два столбца красивой убористой печатью и шестью шрифтами. Красивые заставки, буквицы. Титульный лист Библии обрамляет рамка, в которую в московском «Апостоле» было заключено изображение евангелиста Луки. Был напечатан герб князя Острожского и типографский знак Ивана Федорова. Тираж около 1000 экземпляров. Первое напечатанное кириллическим шрифтом издание Библии послужило образцом для последующих ее русских изданий.