Союз физиков и лириков Учебный проект по физике Руководитель УП: Канищева Л.И., преподаватель физики, информатики и ВТ Воронеж 2007
Дидактические цели гуманизация физического образования; формирование навыков учебно- исследовательской, проектной деятельности студентов; выявление студентов, склонных к научно- исследовательской деятельности. Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности. А. Раби
Методические задачи формировать: навыки эмпирического и теоретического исследований; навыки работы в коллективе; культуру публичного выступления; научить: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; грамотно оценивать достоверность полученной информации; развить: мультимедийные умения; креативные способности; критическое мышление.
Место проекта в учебном процессе Учебные темы: Видимое излучение Информационные технологии Предметные области: физика; информатика. Учебные вопросы: Каково физическое объяснение оптических явлений? Каково практическое применение прикладных программ в учебном процессе?
Тип проекта исследовательский (по доминирующей деятельности); межпредметный (по предметно-содержательной области); краткосрочный ( ) (по продолжительности выполнения); открытый (по характеру координации проекта); внутришкольный (по характеру контактов); групповой (7 человек – две команды).
Основополагающий вопрос Есть ли в литературе место физике? Наука без литературы бездушна… А. Франс
Проблемные вопросы В чём секрет оптических иллюзий? Где граница между наукой и фантазией? Никогда не ленись: «отыщи всему начало, и ты многое поймешь» К. Прутков
Темы самостоятельных исследований Найти в художественной литературе отрывки с описанием световых явлений и дать им физическое объяснение. Оценить степень научности фантастического романа Г. Уэллса «Человек- невидимка».
Этапы и сроки проведения 1. Постановка проблемы. 2. Формирование групп, составление плана действий. 3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав. 4. Самостоятельное распределение заданий внутри группы. I. Организационно-подготовительный этап (1 неделя – 45 минут):
Этапы и сроки проведения 1. Сбор информации по проблемам исследований. 2. Проведение наблюдений, экспериментов. 3. Анализ результатов. 4. Консультационо-координирующая деятельность учителя. 5.Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы). II. Экспериментально-аналитический этап (1,2 недели - внеурочно):
Этапы и сроки проведения 1. Выбор творческого названия проекта. 2. Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета. 3. Оформление «Портфолио мультимедийных умений». 4. Представление результатов исследования. 5. Рефлексия деятельности участников проекта. 6. Оценивание деятельности участников проекта учителем. III. Заключительный этап (2 неделя – внеурочно, 1,5 часа – подведение итогов):
Результаты исследований: 1. Мультимедийная презентация «Невероятное, но очевидное» «Невероятное, но очевидное» 2. Буклет «В чем секрет оптических иллюзий?»«В чем секрет оптических иллюзий?» 3.Веб-сайт «Союз физиков и лириков»«Союз физиков и лириков»
Информационные ресурсы 1. Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие/ Под ред. Е.Н. Ястребцовой, Я.С Быховского. 8-е издание испр. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, с.+CD 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», – 272 с. 3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2002.