ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Причины травматизма и пути их предотвращения
Статистика: 90 % травм у детей – результат непреднамеренных, или случайных, инцидентов детей в мире умирает ежегодно от таких травм или около 2300 ежедневно детей могли бы быть спасены при принятии проверенных мер по предупреждению травматизма.
Статистика: Одновременно с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести. Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 1820% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.
Статистика: По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или в год) можно предотвратить. Несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.
Дорожно – транспортный травматизм Ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения несовершеннолетних участников дорожного движения. Более половины (55%) – школьники в возрасте от 7 до 14 лет.
Под травматизмом принято понимать совокупность травм, возникших в определенной группе населения за ограниченный период времени. Различают: бытовой, производственный, дорожно-транспортный, уличный, сельскохозяйственный, спортивный, прочие виды.
Наиболее распространенные места получения травм: Улица (40% всех травм) Из них 78% приходится на укусы собак. Причины: - недосмотр взрослых, - следствие грубых шалостей и опасных игр. Необходимые меры: контроль за поведением детей на улице.
Наиболее распространенные места получения травм: В стенах школы во время учебного процесса (15%). 4/5 травм происходит на перемене. Необходимые меры: - инструктаж сотрудников школы и учащихся по технике безопасности; - контроль за поведением детей на переменах.
Наиболее распространенные места получения травм: 20-25% всех школьных травм происходят на уроках физической культуры: - падение со спортивного оборудования; - травмы брошенным предметом. Необходимые меры: -инструктаж по правильному поведению на уроках физкультуры; -мониторинг состояния спортзала и спортинвентаря.
Актуальность проблемы усиливает факт того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм Но заставить ребенка на перемене не бегать, не прыгать, не играть невозможно. А вот организовать эту потребность в движении, создать условия для безопасного выплеска энергии – задача решаемая.
Рекомендуемые мероприятия: Беседы медицинского работника школы с учащимися. Оформление в классах уголков по профилактике детского травматизма. создание папки методической литературы по обучению детей дорожной безопасности. Создание общешкольного тематического стенда.
Рекомендуемые мероприятия: Проведение цикла бесед, показ иллюстративного материала «Поведение в школе и на улицах города» Приобретение необходимой методической литературы и видеофильмов по теме травматизма. Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи.
Рекомендуемые мероприятия: Организационные общешкольные линейки :«Предупреждение травматизма в школе». Классные часы по данной тематике.
Рекомендуемые мероприятия: Восстановление школьного радиоузла. Организация динамической музыкальной паузы на школьных переменах. Поставить в вестибюле школы теннисные столы. Купить спортивные тренажёры.
Рекомендуемые мероприятия: Разработать бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводить подведение итогов и награждать класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности.
Рекомендуемые мероприятия: Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.