ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ «Общественная экспертиза и оценка качества образования как механизм реализации общественного заказа» Докладчик: Жалсанова Любовь Михайловна, заместитель Председателя Муниципального Совета по образованию. г.Улан-УДЭ. 09 октября 2014 г.
Требования законодательства Потребность общества в реальном участии управлением образования Учредитель муниципальных образовательных организаций Привлечение общественности к участию в независимой оценке качества работы ОО Необходимость получения объективной информации
Республиканская стажировочная площадка по реализации ФЦПРО на гг. «Создание муниципального рейтингового образовательного агентства как фактор развития института общественной экспертизы» ( Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от )
Доля общеобразовательных организаций, в которых созданы органы государственно-общественного управления Россия 76,692,594,6 Республика Бурятия 96,7199,18100 Баргузинский район 100 Мониторинг «Наша новая школа»
1. Система управления стала более открытой 2. Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3. Укрепилась ресурсная база дошкольного образовательного учреждения 4. Повысилась прозрачность расходования средств 5. Уменьшилось число конфликтов 6. Усилилось влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения 7. Другое Исследования АНО «Институт развития государственно-общественного управления образованием»
SWOT-анализ состояния муниципальной системы образования, в том числе государственно-общественного управления образованием Сильные стороны Слабые стороны Имидж муниципальной системы образования как ведущего инновационного образовательной системы, в 2002 году Управление образования администрации МО «Баргузинский район» стало кандидатом на статус ФЭП по теме «Уровневая аттестация образовательных учреждений как условие развития творчества педагогических коллективов», Возникновение противоречий между сформулированной в качестве государственного заказа и ожидаемой потребителями образовательных услуг потребности в общественно- профессиональной экспертизе. Инновационная деятельность лидеров системы образования – МБОУ «Баргузинская сощ», МБОУ «Улюнская сош», МБОУ «Уринская сош», МБОУ «Баянгольская сош» - победителей конкурсов ПНПО «Лучшие школы России, Бурятии» Отсутствие научно-обоснованной модели общественно-профессиональной экспертизы. Создание и функционирование на базе МБОУ «Баргузинская сош» муниципальной стажировочной площадки по развитию ГОУ «Школа эффективного управления образовательной организацией». Отсутствие оценочных процедур для независимой оценки качества работы образовательных организаций, критериальной базы планируемых оценочных процедур. Положительный опыт Муниципального Совета по образованию по проведению рейтинговых процедур оценки качества образования общеобразовательных школ с 2009 г по 2013 год. Отсутствие системы подготовки общественных экспертов
Проектная задача. Разработать модель общественно-профессиональной экспертизы качества образовательного процесса как целостной системы- муниципальное рейтинговое образовательное агентство Муниципальное рейтинговое образовательное агентство – самоуправляемая организация сертифицированных общественных экспертов. Основная деятельность агентства – проведение процедур независимой оценки качества образования.
Критерии качества организации образовательного процесса в ОО 1 группа: Открытость и доступность информации об учреждении -информационная открытость (наполнение сайта учреждения в соответствии с законодательством); - возможность получения информации 2 группа: Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ОВЗ - внешнее благоустройство (чистота, освещение, ограждение); -внутреннее благоустройство (условия для питания; медицинского обслуживания, санитарно- гигиенических помещений; чистота помещений); -«доступная среда» для граждан с ОВЗ 3 группа: удовлетворенность качеством работы ОО - удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг 4 группа: взаимодействие с персоналом организации - доброжелательность и вежливость персонала; -компетентность и квалификация работников организации 5 группа: результативность деятельности ОО - качество оказываемой муниципальной услуги (кадровая обеспеченность образовательного процесса, доля выпускников, получивших документ об образовании, доля выпускников, продолживших обучение в организациях профессионального образования)
Запросы потребителей услуг Муниципальные органы управления образованием Общественность (Муниципальный Совет по образованию, общественные организации. НКО) Муниципальные образовательные организации Общественность (Управляющие советы ОО, потребители услуг) Субъекты независимой ОКО Муниципальное рейтинговое образовательное агентство Процедуры ОКО Опросы населения, рейтинги, рейкиги ОО, открытые конкурсы и др. Продукты независимой оценки качества, предъявляемые потребителям услуг Управленческие решения на основе результатов процедур Общественное мнение о качестве работы ОО, общественное признание Результаты оценки Инструменты оценки Объекты оценки – условия, процессы, результаты Субъекты оценки в соответствии с полномочиями и функциями
Проектная задача. Разработать программу стажировки для представителей института общественной экспертизы. ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Создание муниципального рейтингового образовательного агентства как фактор развития института общественной экспертизы». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы «Создание муниципального рейтингового образовательного агентства как фактор развития института общественной экспертизы». Цель: подготовка общественных управляющих – общественных экспертов к эффективной работе в Управляющих советах образовательных учреждений. Категория слушателей: представители общественности – непрофессионалы в сфере образования. Срок обучения: 72 часа, 2 шестидневных учебных недели. Основные темы : 1. Основы законодательства в области образования. 2. Цели и задачи общественной экспертизы. 3. О процедуре проведения общественной экспертизы. 4. Общественная экспертиза в муниципальной системе образования. 5. Особенности общественной экспертизы в сфере дошкольного образования. 6. Особенности антикоррупционной экспертизы. 7. Разработка плана подготовки экспертного заключения. 8. Заполнение блокнота общественного эксперта. 9. Проведение рейтинговых процедур. 10. Создание рейтинговых образовательных агентств 11. Заключительное занятие. Защита портфолио слушателя стажировки, презентация выпускной работы.
Ожидаемые результаты. Результат Показатели 1 Повышение качества образования в муниципальной системе образования: Повышение информированности потребителей услуг о работе ОО (после повторного замера), повышение открытости системы образования - доля потребителей, считающих информирование о работе ОО и порядке предоставления социальных услуг достаточным Повышение удовлетворенности потребителей услуг качеством оказания услуг ОО (после повторного замера); Создание условий для внедрения механизмов формирования, предъявления и реализации социального заказа образовательным организациям района. Становление института общественной экспертизы, в том числе : Создание новых моделей независимой оценки качества образования Внедрение альтернативных форм подготовки общественных экспертов - доля потребителей, считающих условия оказания услуг комфортными и безопасными - доля потребителей, удовлетворенных взаимодействием с персоналом организации - доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания услуг в ОО; -число обоснованных жалоб на 100 клиентов. - доля созданных рейтинговых образовательных агентств в регионе, РФ; -- доля сертифицированных общественных экспертов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ