Новые подходы к системе оценивания
Об оценке «Всякий поступок должен возвращаться к обучаемому в виде впечатления от его действия на окружающих». «Всякий поступок должен возвращаться к обучаемому в виде впечатления от его действия на окружающих». Л.С. Выготский Л.С. Выготский «Оценка -тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике». «Оценка -тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике». Л.И. Божович Л.И. Божович «Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности». «Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности». С.Л. Рубинштейн С.Л. Рубинштейн
История вопроса Диалектически-стихийный этап – Диалектически-стихийный этап – ( с древних времён до семнадцатого века). Научно-обоснованный – Научно-обоснованный – (с семнадцатого века до начала двадцатого века). Массово-исследовательский этап– ( с начала двадцатого века по настоящее время). Массово-исследовательский этап– ( с начала двадцатого века по настоящее время).
Достоинства и недостатки отечественной системы оценивания Сильная сторона - большой выбор методов контроля, позволяющий учителю выбрать наиболее подходящий к конкретным психолого-педагогическим условиям инструментарий. Сильная сторона - большой выбор методов контроля, позволяющий учителю выбрать наиболее подходящий к конкретным психолого-педагогическим условиям инструментарий. Принципиальные недостатки: Принципиальные недостатки: - неэффективная пятибалльная шкала отметок, обладающая низкой дифференцирующей способностью, крайней условностью и малой объективностью; - неэффективная пятибалльная шкала отметок, обладающая низкой дифференцирующей способностью, крайней условностью и малой объективностью; - отсутствие необходимой наглядности учета результатов проверки : изучение классных журналов для определения динамики учебы отдельного школьника или классного коллектива в целом представляется крайне трудоемким процессом.
Оценка мотивирует: Когда ученик уверен в ее объективности; Когда ученик уверен в ее объективности; Когда ученик воспринимает ее как полезную для себя; Когда ученик воспринимает ее как полезную для себя; Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; Уверен, что для достижения высоких результатов есть условия места где это можно реализовать. Уверен, что для достижения высоких результатов есть условия места где это можно реализовать.
Изменение философии оценки в следующей системе проекций Дискретность-непрерывность Дискретность-непрерывность Фрагментарность-системность Фрагментарность-системность Единичность-множественность Единичность-множественность Количество-качество Количество-качество Жесткость-гибкость Жесткость-гибкость Искусственность- естественность Искусственность- естественность Оценка-самооценка Оценка-самооценка
Критерии оценочной работы учащегося как субъекта учебной деятельности Владение знаниями Владение знаниями Владение приемами и средствами усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, переработки информации, данной в разных знаковых формах Владение приемами и средствами усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, переработки информации, данной в разных знаковых формах Наличие самостоятельно выработанных способов учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления собственного опыта Наличие самостоятельно выработанных способов учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления собственного опыта Умение строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание другим в разных знаковых формах Умение строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание другим в разных знаковых формах Личностно-смысловое отношение к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности. Личностно-смысловое отношение к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.
Особенности модульно-рейтинговой системы оценивания разделение курсов на равновеликие блоки (модули), разделение курсов на равновеликие блоки (модули), в каждом из которых присутствуют основные этапы контроля: входящий, текущий и выходной, в каждом из которых присутствуют основные этапы контроля: входящий, текущий и выходной, наличие соответствующего дидактического аппарата; наличие соответствующего дидактического аппарата; много балльная шкала отметки; много балльная шкала отметки; приоритет максимально объективных, стандартизированных и формализованных методов контроля, каковыми по преимуществу являются дидактические тесты; приоритет максимально объективных, стандартизированных и формализованных методов контроля, каковыми по преимуществу являются дидактические тесты; особая система учета знаний, позволяющая наглядно сравнить текущие результаты успеваемости с другими периодами обучения (модулями) либо указать рейтинг учащегося по успеваемости. особая система учета знаний, позволяющая наглядно сравнить текущие результаты успеваемости с другими периодами обучения (модулями) либо указать рейтинг учащегося по успеваемости.
Примеры методик оценивания Качественная характеристика (не балльная) Качественная характеристика (не балльная) Райтинг Райтинг Кредит доверия Кредит доверия Своя валюта (преподаватели Системы «Триз-шанс») Своя валюта (преподаватели Системы «Триз-шанс»)