ПРЕЗЕНТАЦИЯ по магистерской работе на тему «Моделирование доходности на рынке потребительского кредитования» Автор: Герман Юрий, группа 715.
Цель исследования В работе рассматривается взаимодействие двух банков на замкнутом рынке (один регион или город) по выдаче потребительских кредитов. Цели работы: –показать, что конкуренция между банками приводит к ценовой войне между банками; –показать, что ставки по кредитам будут постепенно снижаться; –определить границы, ниже которых ставки не опустятся; –определить скорость снижения ставок; –определить факторы, влияющие на скорость и границы снижения ставок.
Методы исследования Ввиду сложности задачи (оба банка одновременно решают «многоходовые» задачи оптимизации, условия в которых меняются на каждом ходу), исследование проводится только численными методами; В работе строится оптимизационная модель (на основе программы Microsoft Excel и модуля Solver (поиск решения); Параметры модели задаются, исходя из экспертных оценок (поскольку открытой статистики по банкам потребительского кредитования пока нет).
Используемые в работе термины Выдача кредитов – сумма (в деньгах) выданных физических лицам кредитов за определенный период времени. Портфель кредитов – совокупность средств банка, находящихся на руках у клиентов, или сумма основной суммы долга всех клиентов. Эффективная ставка (для заемщика) – ставка по кредиту, получаемая как совокупность всех видов платежей (процентных платежей, комиссий и т. п.) от заемщика. Стоимость фондов (в широком смысле) – коэффициент, отвечающий за расходы банка, включает в себя стоимость привлечения средств, резервы под кредитные потери, комиссии, уплаченные и полученные от торговых организаций и прочие расходы банка.
Предпосылки модели (1/2) Объем рынка ( ) постоянен; Банки максимизируют собственную прибыль, за счет управления ставками по кредитам ( ) и изменения собственной доли рынка ( ); В случае, если ставка одного банка ниже, его доля рынка будет постепенно увеличиваться:
Предпосылки модели (2/2) Банки знают собственную стоимость фондов и стоимость фондов друг друга; На каждом шаге банки знают фактические значения ставок по всем уже прошедшим периодам; Банки знают оптимальную стратегию конкурента на предыдущем шаге и используют ее в качестве прогноза для расчета собственной оптимальной стратегии.
Формальная постановка задачи it – эффективная ставка (управляющая переменная); I it – доходы; E it – расходы; y it – выдача; COF i – стоимость фондов; it – доля рынка; – полная емкость рынка; – коэффициент масштаба; – коэффициент кривизны; (-i)t – прогнозная ставка банка- конкурента.
Результаты расчетов в модели (1/5) В случае, когда банки стартуют одновременно и имеют одинаковую стоимость фондов, стратегии банков в точности совпадают, поэтому доля рынка обоих банков всегда равна 50%.
Результаты модели (2/5) В случае, когда банки стартуют одновременно, но их стоимость фондов значимо различается, менее эффективный банк не выдерживает конкуренции. Более эффективный банк постепенно вытесняет его с рынка. При этом, однако, оба банка получают положительную прибыль. Стратегии банков ступенчаты – активное снижение ставок идет в противофазе.
Результаты модели (3/5) В случае, когда два одинаковых банка выходят на рынок последовательно, второй банк отыгрывает у первого достаточно большую часть рынка (до 50%). Ступенчатость стратегий в приведенном примере наиболее очевидна.
Результаты модели (4/5) Более ранний выход на рынок не является решающим преимуществом. Более эффективный банк способен вытеснить менее эффективный с рынка, даже если в момент выхода второго банка первый занимал рынок полностью.
Результаты модели (5/5) В случае, если на рынок вторым выходит менее эффективный банк, конкурентная борьба также заканчивается его вытеснением с рынка. Даже в этом случае, второй банк получает положительную прибыль. Во всех случаях, когда банки выходят на рынок не одновременно, падение доходности происходит быстрее, так как новые банки вынуждены активно бороться за долю рынка.
Анализ чувствительности к коэффициенту масштаба Чем более потребители чувствительны к разнице эффективных ставок между банками, тем медленнее будет снижаться рыночная доходность.
Анализ чувствительности к коэффициенту кривизны Чем более потребители чувствительны к величине разницы ставок между банками, тем быстрее будет снижаться рыночная доходность.
Основные выводы работы (1/2) Доходность на рынке потребительского кредитования в случае присутствия на рынке более, чем одного банка, падает со временем, независимо от параметров самого рынка, банков-участников и времени выхода банков на рынок; Скорость падения рыночной эффективной доходности зависит от нескольких параметров. Это чувствительность потребителей к наличию и величине разницы ставок банков (или, соответственно, коэффициенты кривизны'' имасштаба в уравнении, определяющем зависимость прироста доли рынка от разницы в доходностях банков); стоимость фондов каждого банка и, косвенно, длина расчетного периода. Скорость падения выше при низкой стоимости фондов, низком коэффициенте масштаба'' и высоком коэффициенте кривизны''.
Основные выводы работы (2/2) Нижняя граница, до которой может опуститься рыночная доходность, определяется стоимостью фондов менее эффективного банка и приблизительно совпадает с ней. При достижении этой границы падение ставок останавливается; Более ранний выход банка на рынок не является решающим преимуществом в конкурентной борьбе; В случае, если стоимость фондов банков значимо отличается, менее эффективный банк не выдерживает конкурентной борьбы и покидает рынок, даже если он стартовал раньше своего более эффективного конкурента.