СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
План. 1. Научное познание природы и общества. 2. Основные принципы научного социального познания. 3. Обыденное и научное социальное знание. 4. Социальные науки и гуманитарное знание ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §25 (пересказ)
Материальный мир НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Естественнонаучное познание природа НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Социальное познание общество СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – процесс приобретения и развития знаний об обществе
наука об обществе должна изучать связи наблюдаемых социальных явлений естественно-научными методами => социология-«социальная физика» О. Конт общественные явления - социальные факты (нормы права и морали, привычные способы ведения дел, общественные движения, мода). Главным принципом научного метода в социологии Э. Дюркгейм считал отношение к социальным фактам как к вещам. Э. Дюркгейм
«науки о духе» отличаются от «наук о природе» тем, что первые имеют дело с человеком способным к познанию и к переживанию => ученый сопереживает, т. е. понимает других людей в процессе познания. Принципиальное различие естественных и общественных наук состоит в методе: «науки о духе» являются понимающими, тогда как науки о природе объясняющими. У. Дильтей Изучая природу, ученый стремится обнаружить общее, т. е. то, что сходно в изучаемом явлении с другими явлениями того же типа. В науках же о культуре интерес ученого направлен главным образом на индивидуальное, т. е. на то, что специфично для данного явления. Именно неповторимая индивидуальность объекта, придает значение объекта культуры, в отличие от объектов природы. Г. Риккерт
Общее с естествознанием Особенное 1. Чувственное и рациональное познание 1. S и О совпадает Включенность и следователя в изучаемые процессы 2. Проблема объективности и истинности знаний 2. Сложность изучаемого объекта (множество различных событий, процессов; действуют люди) Множественность мнений об одних и тех же событиях 3. Выдвигаются гипотезы, разрабатываются теории 3. Ограниченность методов 4. Ставятся эксперименты Социальное познание Ч СУБЪЕКТИВИЗМ
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Рассматривать социальную действительность в развитии Изучать общественные явления в их многообразных связях Выявлять общее и особенное Соблюдение дистанции к объекту. Объективность исследования. Использование конкретно-исторического подхода
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и особенное Изучать общественные явления в многообразных связях и развитии ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Конкретная страна, конкретные условия, определённое время КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
фактов Познание общества начинается с восприятия социальных фактов ФАКТ ( ФАКТ (лат.faktum- сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление; то, что существует, происходит или происходило ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ от учёного не зависят НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !
Сбор социальных фактов Как учёный обществовед работает с фактами? Интерпретация Систематизация и отбор НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!! Оценка факта Оценка факта - собственное отношение + или – «НЕ выносить приговор, а понять» Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )
научные понятия социологии Трудно представить, описать часто повторяющиеся, типичные характеристики социального явления ? проигрывая художественному осмыслению мира в конкретности социальное научное познание использует идеальный тип, который позволяет выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные, т. е. устойчиво повторяющиеся, характеристики субъекта определенного социального действия, где бы и при каких бы обстоятельствах оно ни происходило. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ