Античность и христианство как основа культуры средневековья и Возрождения
Культура и идеология средних веков в Западной Европе Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немецким историком Горном, обозначает эпоху между древностью и новым временем. Обычно историки культуры рассматривают средние века как период от отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды, охватывает 1000 лет.
Фундаментальную роль для средневековой культуры играют традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура, наука, искусство, философия, а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.
Мироощущение человека Средневековый человек подходил к миру со своей собственной мерой, и такой мерой было его тело. Он не относился к нему как к темнице души, поскольку мало отличал одно от другого.
Человек действительно видел русалок, леших и домовых. Это было языческое сознание, и не церковь, а город освобождал средневекового человека от языческой близости с природой.
Церковь и ереси. Инквизиция В середине века наибольшего развития достигли ереси. Они представляли собой всевозможные отклонения от официальной христианской догматики и культа. Еретические движения стали массовыми в связи с появлением и расцветом городов.
В борьбе с мистицизмом использовались тайное судопроизводство, пытки и запугивания, с помощью которых у жертв вырывали признание вины. Процветали шпионаж и доносы, изобретались утонченные методы и страшные орудия пыток.
Инквизиторы не признавали разницы между чародейством и наукой, между язычеством и свободомыслием.
Культура Возрождения Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути в античности
Культуру Возрождения создавали бюргерство, от которого вела свое происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер.
Гуманизм Возрождения Новое мировоззрение принято называть гуманизмом. Человек объявляется критерием всякой ценности. Признание господства разума над окружающим миром. Вера во всеобщий и бесконечный прогресс Страсть к прекрасному и возвышенному
Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства. Свобода виделась в преодолении зависимости от группового, коллективного сознания.
Искусство Возрождения Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования в искусстве эпохи Возрождения. Сходство с действительностью достигло такой степени, что персонажи, изображенные в произведениях, казались живыми
Архитектура Брунеллески ( ) Оспедале дельи Инноченти Палаццо Питти Палаццо Питти, Флоренция.Флоренция
Альберти ( ) Санта-Мария- Новелла Палаццо Ручеллаи
Скульптура Донателло (ок ), Памятник Гаттемелате Святой Марк
Художники Леонардо да Винчи ( ) Мона Лиза Мадонна с веретеном
Рафаэль Санти ( ) Сикстинская Мадонна Афинская школа
Микеланджело ( ) Деталь росписи «Сотворение Адама» Всемирный потоп
Заключение Христианств и античность –основа мировосприятия и мироощущения человека, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.