Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ «Яйская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» 2011 год
Актуальность проектного метода Метод проектов – одно из инновационных направлений в современной дидактике. Проектная деятельность может способствовать более глубокому усвоению предмета, практическому применению знаний. В методе проектов важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях.
Цель метода проекта: Развитие познавательных навыков учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве
Основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.
Выбор тематики проектов 1. Учитель определяет тему с учётом учебной ситуации. 2. Тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы. 3. Тематика проекта может касаться теоретического вопроса с целью углубления знаний по этому вопросу. 4. Чаще всего темы проектов относятся к какому – то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.
Подходы к классификации проектов Классификация в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в основе проектов.
1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно – ориентировочные (информационные); практико – ориентированные (прикладные )
2. По предметно – содержательной области : монопроекты – в рамках одной области знаний; межпредметные – на стыке различных предметных областей.
3. По характеру контактов: внутри классные; внутришкольные; внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные (участники проекта являются представителями разных стран);
4. По количеству участников проекта : индивидуальные (личностные); парные; групповые; коллективные; массовые.
5. По продолжительности выполнения: краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы ; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы подготовки и реализации проекта 1. Этап ориентирования: индивидуальное и коллективное обсуждение; индивидуальное и коллективное обсуждение; создание групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть внесены новые формы работы; создание групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть внесены новые формы работы; анализ личного опыта. анализ личного опыта.
2. Этап разработки проекта: разработка индивидуальных задач;разработка индивидуальных задач; анализ личного опыта учащегося;анализ личного опыта учащегося; разработка коллективных задач;разработка коллективных задач; определение целей;определение целей; определение ресурсов.определение ресурсов.
3. Этап реализации проекта: Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации; Самостоятельная работа учащихся над задачами;Самостоятельная работа учащихся над задачами; промежуточные обсуждения достигнутых результатов;промежуточные обсуждения достигнутых результатов; оформление проекта.оформление проекта.
4. Этап презентации результатов проекта: подготовка презентации;подготовка презентации; защита проекта.защита проекта.
5. Этап оценивания проекта: значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и получаемых результатов; корректность используемых методов исследования и получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
5. Этап оценивания проекта: коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
5. Этап оценивания проекта: доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведённого проекта; эстетика оформления результатов проведённого проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
Умения, приобретённые учащимися при использовании метода проекта: умения, связанные с развитием интереса; умения, связанные с развитием интереса; умение находить практические, интересные виды деятельности; умение находить практические, интересные виды деятельности; умение выбирать для себя практический вид деятельности; умение выбирать для себя практический вид деятельности; умение исследовать условия практической деятельности; умение исследовать условия практической деятельности; умение готовиться к деятельности на практике; умение готовиться к деятельности на практике; умение осуществлять деятельность на практике; умение осуществлять деятельность на практике; умение оценивать результаты практики; умение оценивать результаты практики; умение делать выводы из результатов практической деятельности; умение делать выводы из результатов практической деятельности; умение устанавливать личностное отношение к практической деятельности. умение устанавливать личностное отношение к практической деятельности.
Литература Кравцова А.Ю. Проектирование как метод деятельностного познания // Открытая школа. – Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М