Урок русского языка в 6 классе Тема: «Разбор слова по составу и словообразователльный разбор» Учителль: Луковкина А.Ю.
Цели: - Повторить темы «Состав слова», «Словообразование»; - Развивать практические навыки словообразователльного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания; -Воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи.
Оборудование: Учебник; Схемы словообразователльного разбора и разбора по составу; Карточки с баллами – несколько штук от 1 до 5 баллов.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний; Урок – подготовка к зачету.
План разбора слова по составу: 1Окончание Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть 2Основа Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой 3Корень Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью 4Суффикс Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями 5Приставка Приставка определяется по схеме, аналогичной определению суффикса
План словообразователльного разбора: п/п Процесс Примеры 1Дать толкование лексического значения анализируемого слова Писателль – человек, занятый написанием чего - либо 2Сравнить состав анализируемого слова с однокоренным; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовалось Писателль – писать; -телль 3Определить, от чего образовано слово Писателль-от основы писа- слова писать 4С помощью чего образовано и способ образования
Упражнение 1. Слова для разбора: сверхсекретный раскрасавец волжанин пароход завхоз
Упражнение 2. Составить словообразователльную цепочку: доледниковый долголетие прескучный бесчеловечный
Упражнение 3. Восстановите слова в цепочке: болезненность - … - боль; приукрасить -…- красить; разговорчивость - … - говор; сверх защитный - …- защита.
Упражнение 4. Прочитайте. Найдите однокоренные слова.Составьте словообразователльную цепочку. - Боже мой!-воскликнула она вдруг,- что это за собака? - Боже мой!- прервала ее барыня, - да она премиленькая собачка! Велите ее привести. - Отнести ее вон, - проговорила изменившимся голосом старуха.- Скверная собачонка! Какая она злая!
Упражнение 5 Заполнить таблицу : Приставочный Суффиксальный Прист. – суффикс. Сложение Сложение сокращ. слов Переход одной части речи в др. Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнести, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учителльская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло – кровать, сбербанк.
Подведение итогов -Какие пункты включает в себя словообразователльный анализ слова? -Из каких частей состоит разбор слова по составу? -Какие типы словообразования вам известны? Д/З подготовиться к зачету