Компетентностный подход в образовательном процессе
Компетентностный подход Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Суть компетентностного подхода Осознанное создание имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности; Введении технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей; Организация помощи обучающимся самостоятельно решать проблемы в нестандартных ситуациях; Мотивация обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности; Совершенствование структуры управления образовательным учреждением с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике;
Ключевые характеристики Компетентностный подход Традиционный подход Цель системы образования - создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании; - обновление структуры и содержания образования; - формирование системы непрерывного образования - формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Задачи системы образования - обеспечение качества образовательных услуг; - совершенствование технологий образования; - повышение эффективности управления в сфере образования; - совершенствование экономических механизмов в сфере образования. - обеспечение высокого уровня знаний; - совершенствование структуры образования; - подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду; - воспитание активной жизненной позиции
Цели школьного образования - научить учиться ; - научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности; - научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения; - научить решать проблемы профессионального выбора. - сформировать основные знания, умения, навыки; - совершенствовать идейно-политическое воспитание; - формировать у учащихся сознательную дисциплину; - повышать ответственность учащихся за качество учебы; - содействовать нравственному и правовому воспитанию; - организация общественно полезного, производительного труда и другие.
Ожидаемые результаты - формирование ключевых компетентностей; - личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников; - обеспечение качественного образования; - формирование знаний, умений, навыков
Компетенции Компетенции – (в переводе с латинского соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности (способности человека реализовывать на практике свою компетентность). Ядром компетенции являются деятельностные способности
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи: политические и социальные компетенции; межкультурные компетенции; коммуникативная компетенция; социально-информационная компетенция; персональная компетенция.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетентность Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Базовые компетентности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.