1 «Первый раз – в первый класс»! Групповое консультирование родителей специалистами школьной службы РОСТОК по вопросам организации первого года школьного обучения Собрание для родителей будущих первоклассников
2 « В ш коле у чат н е только читать, писать, думать, познавать окружающий м ир, богатства науки и искусства. В ш коле учатся жить.» В. А. Сухомлинский Стоит дом: кто в него войдёт, Тот и ум приобретёт!
3 Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребенка. Он перестает быть дошкольником, игровая деятельность постепенно заменяется новой – учебной. К этой деятельности будущий первоклассник должен быть психологически готов. « Ребенок учится быть первоклассником не сразу, он адаптируется к школе, к новым требованиям и своему новому статусу ». А. Гиппиус
4 Компоненты психологической готовности к школьному обучению Школьная готовность Физическая готовность (состояние здоровья) Интеллектуальная Готовность (функциональное созревание структур головного мозга) Социально – Психологическая (групповое взаимодействие, принятие правил общения) Эмоционально- личностная готовность (эмоциональная устойчивость)
5 При поступлении в ш колу, ребенок н е сразу становится первоклассником, е му необходимо привыкнуть к своей новой социальной р оли – пройти адаптацию к школьной образовательной среде. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению
6 Школьная дезадаптация Неприспособлен- ность к темпу школьной жизни Слабость произвольной регуляции поведения Снижение мотивации учения Трудности усвоения учебной деятельности Повышенный уровень тревожности Искажения в личностном развитии Возможные проявления школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации 1.Социальные: недостатки в воспитательной и развивающей среде. 2.Биологические: осложнённый анамнез ребёнка (слабость центральной нервной системы). 3.Медицинские: соматическая ослабленность ребёнка (частые или хронические заболевания). 7
Рекомендации по предупреждению отдельных фактов школьной дезадаптации 1. Поддерживайте ребёнка в его стремлении учиться, интересуйтесь его успехами. 2. Обсудите с ребёнком правила и нормы поведения в школе, объясните их необходимость. 3. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 4. Не перегружайте ребёнка посещением многочисленных кружков и секций – у первоклассника должно быть достаточно времени для прогулок и игровых занятий. 5. Если заметили проблемы в учёбе, поведении,обязательно обращайтесь за советом к учителю и узким специалистам (педагогу-психологу, учителю-логопеду, соцпедагогу). 8
Психологические особенности мальчиков девочек в процессе школьного обучения Мальчики: 1. Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. 2. Быстро и легко решают новые задачи, хуже – стереотипные. 3. Хорошо усваивают и воспринимают аналитическую информацию. 4. Мало восприимчивы к эмоционально-окрашенной речи. 5. Эффективно воспринимают информацию о действиях. Девочки: 1. Быстро решают стереотипные задачи, хуже – новые. 2. Процессы интеграции протекают в 2 раза медленнее, чем у мальчиков. 3. Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с полученной ранее. 4. Внимание и осмысление усиливаются при эмоциональной окрашенности информации. 5. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков 9
Советы родителям будущих первоклассников на этапе подготовки к школьному обучению Избегайте чрезмерных требований. Предоставьте ребёнку «право на ошибку». Не думайте за ребёнка, приучайте к поиску самостоятельных решений. Не пропустите первые школьные трудности. Устраивайте праздники, радуйтесь успехам своего ребёнка!
11 Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки будущих «первоклашек»! Быть родителем – особое искусство. Желаем Вам терпения, душевных сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей! Родители должны постоянно совершенствовать свои знания о ребёнке. Это – залог успеха. Удачи Вам!
12 Нет ничего выше и прекраснее, чем дарить любовь и счастье детям!