Первые шаги Компилятор
высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, широко применяется в промышленном программировании, обучении программированию в высшей школе, является базой для большого числа других языков.
Никлаус Вирт Никлаус Вирт создал Паскаль именно для обучения. Язык получился настолько удачным и ясным, что и теперь, спустя десятки лет, и он, и его потомки используются очень хорошо. Язык Паскаля прост, но при этом обладает ключевыми свойствами более сложных и современных языков высокого уровня. Строгий синтаксис обеспечивает хорошую диагностику ошибок. Никлаус Вирт
Программа, переводящая текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке. В своем курсе я предлагаю использовать компилятор Pascal ABC. Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Pascal ABC имеет удобный интерфейс, справочник по языку программирования, электронный задачник.
Как и в задачах по математики и физики, в задачах по информатики задаются условия задачи, т.е. исходные данные для решения задачи (Пример: в математике - неравенство или уравнение, в физике - масса тела или скорость). При написании программы для решения некоторой задачи, необходимо описать условия данной задачи. В программировании условия задачи описывают "Операторы описания".
Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми в программе выполняются действия. Примером описания (конечно, не на Паскале, а на естественном языке) может служить предложение "В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А". Операторы описания делятся на константы, переменные, массивы.
Константа - величина, не изменяющая своё значение в процессе работы программы. Для объявления константы в Паскале используется зарезервированное слово const (в Паскале имеется множество зарезервированных слов, любое из них нельзя использовать в качестве идентификатора (имени) какого-либо объекта программы - переменной, константы и т.д.). Синтаксис описания констант: CONST Имя Константы 1 = Значение 1; Имя Константы 2 = Значение 2;
CONST Min = 0; { константа - целое число } Max = 100;{ константа - целое число } e = 2.7; { константа - вещественное число } SpecChar = '\'; {константа - символ } HelpStr = 'Нажмите клавишу F1'; {константа - строка } OK = True; { логическая константа "истина" } В нашем примере использовались символы "{" и "}", в Паскале они используются для написании комментариев к тексту программы, все символы заключенные в "{" и "}" не читаются компилятором и над данными ними не выполняется никаких действий.
Для вывода на экран результата работы программы в языке Паскаля определены стандартные процедуры Write и Writeln. Это также, как и слово const зарезервированные слова. Синтаксис написания: write(список); writeln(список); Процедура write выводит указанные в списке величины (разделенные запятыми) на экран, а writeln вдобавок к этому переводит курсор на следующую строку. Процедура writeln без параметров (указанных в скобках) просто переводит курсор на на следующую строку.
Напишем программу которая выведет на экран следующую фразу "Я программирую на Паскале". Для написания программы нам понадобится компилятор Pascal ABC, запустим его (Пуск - Программы - Pascal ABC - Pascal ABC.exe или на рабочем столе следующий ярлык). После открытия программы перед вами будет главное окно для ввода текста программы. После написания, программу необходимо отправить на выполнение, для этого нажмите клавишу F9 или кнопку пуск (зелёный треугольник) в верхней части экрана. Чтобы сохранить текст программы, нажмите Файл Сохранить как. Файлы сохраняются с расширением pas.
В главном окне компилятора наберем следующий текст программы: Program Urok_1; {Задаем название нашей программы} const {Описываем константы} a='Я программирую на Паскале'; {Константе "а" задаем значение "Я программирую на Паскале"} begin {Начало действия программы} write (a); {Вывод на экран константы "а"} end. {Конец программы} При запуске программы, в нижней части экрана появится сообщение «Я программирую на Паскале». Мы получили результат работы программы.
Данную программу можно упростить: Program Urok_1; {Задаем название нашей программы} begin {Начало действия программы} write (Я программирую на Паскале); {Вывод на экран текста «Я программирую на Паскале"} end. {Конец программы} Оператор Write и Writeln помимо констант, переменных и значений массивов, могут выводить на экран значение символов обрамленных знаками. Текст программы заключенный в эти символы воспринимается компилятором как текстовая константа.
Const a=Я программирую на; b=Паскале; begin write (a,,b); end. Заменим в данной программе 5 строку на… Write(a+ +b); Как видите, ничего не изменилось.
Что такое константы и синтаксис объявления констант. Типы констант. Познакомились с оператором Вывода на экран. Написали первую программу. Научились пользоваться компилятором.