Формы организации предметной рефлексии на уроках при реализации системно - деятельностного подхода Однорал Ирина Александровна МБОУ – лицей 10, учитель истории, обществознания
Цель мастер-класса Продемонстрировать виды рефлексии на уроках истории при реализации системно - деятельностного подхода.
Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. китайская пословица Понятие системно - деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Рефлексия- способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь её результат и способ, который привёл к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания. Цель рефлексии - выявление эмоционально- чувственного состояния обучающихся. Осознание, внутреннее переживание, сопереживание обучающихся.
Классификация рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала
Классификация рефлексии 1. Индивидуальная рефлексия 2. Групповая рефлексия
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексии настроения и эмоционального состояния
Методика «Карта настроений»
Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Красная шляпа Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.
Белая шляпа Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Черная шляпа В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Желтая шляпа Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста.
Зеленая шляпа В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Синяя шляпа Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия.
Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно. lib.org/bookreader.php
Технология "Цветные фигуры"
По тесту Люшера Красный – восторженное; Оранжевый – радостное, теплое; Желтый – светлое, приятное; Зеленый – спокойное; Синий – неудовлетворенное, грустное; Фиолетовый – тревожное, напряженное; Черный Черный – упадок, уныние.
Технология рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти о. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления о.Неопределенности о. Недоумения о.Радости
Состояние моей души. Хорошо Крайне скверно Плохо Уверен в своих силах Комфортно
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности: Технология «Мишень» 7 10 Деятельность ученика Содержание Форма, методы 5 Деятельность педагога
Рефлексия деятельности: Технология «Мишень» 7 10 Моя деятельность Моё настроение Актуальность 5 Работа в группе
Технология «Оценочное окно» Сразу могу применить Хорошо понятно Совсем непонятно Никогда не смогу применить
Листок активности «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «! » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.
«Анкета», «Анкета-газета» Вопросы Ответы 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексии содержания учебного материала: 1. Я сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я научился… 9. У меня получилось … 10. Меня удивило… 11. Урок дал мне для жизни… 12. Мне захотелось…
«Мини-сочинение», эссе Возможные темы: «Я - в уроке, урок - во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок».
Технология "зарядка" Присесть на корточки – негативное отношение к … Присесть, немного согнув ноги в коленях - безразличное отношение к … Обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение к … Поднять руки в локтях – позитивное отношение к … Поднять руки вверх, хлопая в ладоши –высокая оценка, восторженное отношение к …
Методика «Телеграмма» Телеграмма Кому ____________________________________ От кого __________________________ Текст: Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?.
Технология SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
Технология "Чемодан, корзина, мясорубка" Ученик готов забрать с собой с урока и использовать в своей деятельности Ученик готов забрать с собой с урока и использовать в своей деятельности Для ученика оказалось ненужным бесполезным Для ученика оказалось интересным, но пока не готовы к употреблению в своей работе.
«Плюс – минус - интересно». Плюс Минус Интересно
Методика «Поезд» Домашнее задание Домашнее задание Работа в группах Работа в группах Работа с документом Работа с документом «Конструктор» Тестовая работа Тестовая работа
Технология "Все у меня в руках" Большой палец – "Над этой темой …я хотел бы поработать" Указательный – «Мне были даны конкретные указания…я (не)выполнил ", Средний – «На уроке мне не понравилось…» Безымянный – Психологическая атмосфера на уроке была …» Мизинец – "Мне не хватало на уроке...".
Синквейн Существительное Прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Предложение (словосочетание) Резюме (ключевая фраза, вывод)
Групповые формы работы
Оценка деятельности в группе Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, - испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? обмен информацией Взаимодействие, взаимопонимание были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) трудности в общении Какой стиль общения преобладал в работе? ориентированный на человека ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? в группе сохранилось единство и партнерские отношения единство группы в ходе работы было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников группы непонимание задачи, поставленной в ходе работы
Рефлексивный круг Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает круг.
"Каким было общение на уроке? Занимательным Познавательным Интересным Игровым Необычным Скучным Радостным Дружелюбным
Литература 1. Кашлев С. С. "Технология интерактивного обучения" Минск: Тетра Системс, с. 2.Э. де Боно «Шесть шляп мышления»
Благодарю за внимание !