Реализация ФГОС в начальной школе Опыт учителей начальных классов МБОУ СОШ 97.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание Знакомство с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 поколения.
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Начальная школа сегодня. Механизм реализации государственных стандартов второго поколения.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
УУД. Механизм формирования и проверки. Универсальные учебные действия (УУД) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования Программы отдельных учебных предметов и курсов.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Реализация ФГОС НОО как инструмент достижения учащимися планируемых результатов личностного развития.
Транксрипт:

Реализация ФГОС в начальной школе Опыт учителей начальных классов МБОУ СОШ 97

Цель образования: 1 поколение ФГОС 2004 г. Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение ФГОС 2010 г. Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся Новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.

5 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты - самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка. готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты - универсальные учебные действия, обеспечивающие основу умения учиться. универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные

Аналитическая справка о результатах диагностики сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС второго поколения по окончании 1 полугодия учебного года К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации первоклассников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества: - умение оценивать чужие поступки; - умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения; К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: - умение определять цель деятельности на уроке; - умение высказывать свое предположение (версию); - умение работать по плану;

- умение искать нужную информацию (ориентироваться в учебнике); - умение сравнивать и группировать предметы[1];[1] - умение переводить информацию из одного вида в другой (рисунок- схема); - умение переводить информацию из одного вида в другой (схема- текст); - умение извлекать информацию из сюжетного рисунка; - умение получать информацию из текста и схемы

В результате диагностики получены следующие данные: Универсальные учебные действия Класс 1 «А»1 «Б»1 «В»1 «Г» Регулятивные УУДУмение определять цель деятельности на уроке 96 % 84 %100% Умение высказывать свое предположение (версию)65 %50 %80 %96% Умение работать по плану 100 %65 %88 %96% Познавательные УУДУмение искать нужную информацию (ориентироваться в учебнике) 58%61%52%63% Умение сравнивать и группировать предметы [1] [1] 96 %100 % Умение извлекать информацию из сюжетного рисунка 50%69%52%65% Умение переводить информацию из одного вида в другой (рисунок-схема) 36%42%56%39% Умение переводить информацию из одного вида в другой (схема-текст) 30%35%26%39% Умение получать информацию из текста и схемы 54%58%60%43% Личностные УУДУмение оценивать чужие поступки 100 % 88 %96 % Умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения 91 %96 %88 %92 % [1] [1] Диагностика умения сравнивать и группировать предметы проведена по уровням: высокий, средний, низкий. Результаты по классам представлены ниже в диаграммах.

Гистограмма 1. Гистограмма 2.

. Гистограмма 9.3. Гистограмма 9.2. Гистограмма 9.4.

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты - основы системы научных знаний опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Задание для проверки сформированности УУД БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц- беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

I. Тест по литературному чтению и развитию речи 1. Белый медведь летом а) меняет цвет шерсти;б) не меняет цвет шерсти 2. Подошвы лап у белого медведя покрыты а) густой шерстью;б) утолщенной кожей 3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой 4. Белый медведь может плыть со скоростью а) 2 километра в час;б) 5 километров в час 5. Меню белого медведя более разнообразно а) зимой; б) весной; в) летом 6. Средний вес медведицы а) 310 кг; б) 420 кг 7. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить а) 420 кг; б) тонну 8. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь? а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом Задание для проверки сформированности УУД

II. Тест по математике 1. Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины? а) 3 ч;б) 10 ч;в) 20 ч;г) 75 ч При решении задачи можешь использовать рисунок: серый четырехугольник – земля, белый четырехугольник – льдина; медведь плывет по прямой, изображенной пунктиром. 2. Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если ее высота 180 см? а) да, так как 1 м 8 см < 2 м;б) да, так как 1 м 8 дм < 2 м; в) нет, так как 1 м 8 см > 2 м; г) нет, так как 1 м 8 дм > 2 м 3. Какую часть часа может пробыть белый медведь под водой, не выныривая из неё? а) тридцатую часть часа;б) десятую часть часа; в) третью часть часа; г) вторую часть часа 4. Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограмм? а) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг б) медведица легче медведя-самца на 110 кг в) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг Задание для проверки сформированности УУД

III. Тест по окружающему миру 1. В какой природной зоне обитают белые медведи? а) в арктической пустыне;б) в Северном Ледовитом океане; в) на острове Врангеля;г) в тундре 2. В какой природной зоне расположен город Воркута а) в тундре;б) в лесной зоне; в) в ледяной зоне; г) в степи 3. Какие группы животных упоминаются в статье? а) белый медведь, тюлень, заяц-беляк, песец, лемминг, птицы, рыбы; б) звери, заяц-беляк, птицы, рыбы; в) млекопитающие, птицы, рыбы; г) звери, птицы, рыбы 4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания? а) хищник; б) всеядный; в) растительноядный; г) насекомоядный 5. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника) а) мхи, водоросли, лишайники;б) мхи, водоросли; в) мхи, водоросли, грибы; г) мхи, водоросли, грибы, лишайники Задание для проверки сформированности УУД

IV. Тест по русскому языку 1. В тексте про белых медведей больше всего предложений: а) повествовательных;б) вопросительных 2. Восклицательное предложение находится: а) в начале текста;б) в конце текста 3. Вопросительное предложение находится а) в начале текста;б) в конце текста 4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются а) родственными словами;б) однородными членами предложения 5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы: а) I спряжения;б) II спряжения 6. Эти глаголы стоят в форме: а) настоящего времени;б) будущего времени;в) прошедшего времени 7. Эти глаголы стоят в форме: а) единственного числа;б) множественного числа Задание для проверки сформированности УУД

Рабочая программа педагога. Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ СОШ 97

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) п/п Наимен ование раздела програм мы Тема урока Кол -во часо в Тип урока Элементы содержания (в т.ч. дополнительный материал) Планируемые результаты Вид контр оля Информационно- методическое обеспечение Деятельность ученика Дата ПОДГО ТОВИТ ЕЛЬН ЫЙ ПЕРИО Д (10 часов) Вводный урок. Знакомств о с первой учебной книгой – «Азбукой» (с. 1–3) 1Введен ие новых знаний Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки. 1. Составлять предложения по иллюстрациям. Правильно сидеть за партой, работать с книгой. 2. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации УМК, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой Участие в диалоге при обсуждении прослушанног о произведения. Составление предложений по иллюстрациям.

Основные результаты начального общего образования Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции

Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности; переход к стратегии социального проектирования и конструирования; ориентацию на результаты образования; признание решающей роли содержания образования; учет индивидуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности образования; разнообразие организационных форм; гарантированность достижения планируемых результатов.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Подходы к конструированию урока: 1. Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация». 2. Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении). 3. Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. 4. Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока). 5. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды. 6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности. 7. Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.

Великая цель образования - это не знания, а действия. Герберт Спенсер (американский физиолог)