Презентация к уроку. А.П. Платонов «Никита»
Андрей Платонович Платонов(Климентов) гг. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских на рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободе. На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», - писал Платонов в автобиографии.
Рассказ «Никита» Рассказ – небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Главные вопросы, на которые должны будем ответить в конце урока: 1. Как вы понимаете такие слова из рассказа: «Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»? 2. Какие перемены произошли с главным героем - пятилетним мальчиком Никитой?
Вспомните текст! «В избе и на всём дворе оставался хозяином один Никита пяти лет от роду». И хотя мать, уходя в поле на работу, говорила сыну: «На небе солнце светит кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…», Никита признавался, что боится.
Марат Никитин – режиссёр. Просмотрите кадры из кинофильма «Никита» и скажите, каким видел и чувствовал главный герой мир вокруг себя. Нравится ли вам такое видение и понятно ли оно?
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма). В сенях жужжали мухи, паук дремал посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог.
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма) Бочка с маленьким человеком.
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма) Даже дедушку закрыли тучи
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма). Глухой колодец, в котором живут «водяные люди и великан».
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма). Тайные жители, может быть, змеи.
Таинственный мир Никиты (кадры из кинофильма). Пень с сердитым лицом.
Встреча Никиты с «живым» миром. Почему Никита боится?
Открываемый Никитой мир… Мир добр или враждебен?
Никита сорвал цветок!.. Как отреагировал живой мир на это?
Подумаем… Но разве должна быть причина, когда человек срывает цветок? Разве можно производить разрушения из любопытства? Вернёмся к первому вопросу урока.
Главные вопросы, на которые должны будем ответить в конце урока: 1. Как вы понимаете такие слова из рассказа: «Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»? 2. Какие перемены произошли с главным героем - пятилетним мальчиком Никитой?
«Везде есть люди».
Отец дома… Когда Никита перестает чувствовать, что везде есть люди?
Пришёл отец – мир не пугает.
«Вещи, сработанные руками».
«Давай всё трудом работать, все живые будут». Обратимся ко второму вопросу урока.
Главные вопросы, на которые должны будем ответить в конце урока: 1. Как вы понимаете такие слова из рассказа: «Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»? 2. Какие перемены произошли с главным героем - пятилетним мальчиком Никитой?
Пень-голова разрублен… Тайна исчезла. Хорошо ли это?
Подумаем… Как же быть?.. «Вещи, сработанные руками», – это путь знания, рассудка. Это цивилизация. Человек не может не трогать природу. Но как же быть: не топить печь, не строить дом?..
Природа жива!
Природа жива.
Человек, помни! Природа жива. Надо изначально понимать, что мир живой, и произвол в отношение природы неприемлем. Природа живой организм.
Домашнее задание (на выбор). 1. Выполнить рисунки к рассказу «Никита». 2. Составить небольшой рассказ о характере Никиты. 3. Ответить на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ А.П. Платонова «Никита»?»