ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Кажаева Мария Вячеславовна
I. ИИСУС ХРИСТОС
Иисус современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (Иешу́а), в свою очередь являющегося усечением имени יהושע (Йехошу́а) («Господь есть Спасение»). Иисус современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (Иешу́а), в свою очередь являющегося усечением имени יהושע (Йехошу́а) («Господь есть Спасение»). Йех Ошуа/Йешуа одно из самых распространённых еврейских имён того периода. Оно давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошу́а бин Нун (ок. XVXIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Биюлия также называет Иисусом Иисус Наавин. Йех Ошуа/Йешуа одно из самых распространённых еврейских имён того периода. Оно давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошу́а бин Нун (ок. XVXIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Биюлия также называет Иисусом Иисус Наавин. Христос эпитет и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Χριστός есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) и означает «помазанник» (мессия). Христос эпитет и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Χριστός есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) и означает «помазанник» (мессия).
Иисус был непорочно рожден от Святого Духа Девой Марией в городе Вифлееме. Иисус был непорочно рожден от Святого Духа Девой Марией в городе Вифлееме. Примерно в 30-летнем возрасте Иисус принимает крещение от Иоана Крестителя на реке Иордан. Примерно в 30-летнем возрасте Иисус принимает крещение от Иоана Крестителя на реке Иордан.
После принятия крещения Иисус на 40 дней удалился в пустыню, где искушался дьяволом, но противостоял ему. После принятия крещения Иисус на 40 дней удалился в пустыню, где искушался дьяволом, но противостоял ему. После возвращения из пустыни Иисус начинает свою проповедь. Он собирает вокруг себя 12 преданных учеников – апостолов. После возвращения из пустыни Иисус начинает свою проповедь. Он собирает вокруг себя 12 преданных учеников – апостолов. Свое учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель неизлечимых болезней. Свое учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель неизлечимых болезней.
В возрасте 33 лет Иисус был арестован римскими властями в Иерусалиме во время Тайной вечери празднования Пасхи. Предал его один из его учеников – Иуда. В возрасте 33 лет Иисус был арестован римскими властями в Иерусалиме во время Тайной вечери празднования Пасхи. Предал его один из его учеников – Иуда. Синадри Он – еврейский суд первосвященников - осудил Иисуса. Подтвердил приговор Понтий Пилат – римский прокуратор. Синадри Он – еврейский суд первосвященников - осудил Иисуса. Подтвердил приговор Понтий Пилат – римский прокуратор.
По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе, куда сам нес свой крест. По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе, куда сам нес свой крест. После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе. После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.
Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву. Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву. На третий день после распятия жены- мироносицы пришли к гробу Иисуса, но он был пуст. Им представилось видение двух ангелов и Христа. На третий день после распятия жены- мироносицы пришли к гробу Иисуса, но он был пуст. Им представилось видение двух ангелов и Христа. На 40-й день Иисус вознесся на небо. На 40-й день Иисус вознесся на небо.
II. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
I век называют апостольским. По преданию, после пятидесятницы апостолы недолго оставались в окрестностях Иерусалима (где начались гонения на христиан) и, направляемые Духом Святым, отправились на всемирную проповедь. I век называют апостольским. По преданию, после пятидесятницы апостолы недолго оставались в окрестностях Иерусалима (где начались гонения на христиан) и, направляемые Духом Святым, отправились на всемирную проповедь. 49 год – Апостольский собор. Утвердил обращение язычников в христианство. 49 год – Апостольский собор. Утвердил обращение язычников в христианство. II-III вв. – «мужи апостольские». Появление апологетов – защитников церкви. II-III вв. – «мужи апостольские». Появление апологетов – защитников церкви. IV-VII вв. – период Вселенских соборов. Константин сделал христианство государственной религией. IV-VII вв. – период Вселенских соборов. Константин сделал христианство государственной религией год – разделение церквей год – разделение церквей.
988 год – крещение Руси; 988 год – крещение Руси; Русская православная церковь де-факто имеет статус автокефальной (независимой) Русская православная церковь де-факто имеет статус автокефальной (независимой) год - патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и Всея Руси Иова год - патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и Всея Руси Иова год – раскол РПЦ на староверов и никониан год – раскол РПЦ на староверов и никониан. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал постоянно действующим церковно-государственным органом управления под верховной властью императора. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал постоянно действующим церковно-государственным органом управления под верховной властью императора. История православия в России
28 октября 1917 года – патриаршество восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора. Патриархом избран Тихон (Беллавий). 28 октября 1917 года – патриаршество восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора. Патриархом избран Тихон (Беллавий) год – митрополитом становится Сергий (Старогородский), который требовал полной политической лояльности от духовенства. Появляется движение обновленчества год – митрополитом становится Сергий (Старогородский), который требовал полной политической лояльности от духовенства. Появляется движение обновленчества – избирается патриарх – избирается патриарх. К 1946 году полностью исчезло обновленчество. К 1946 году полностью исчезло обновленчество.
III. СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ
Биюлия Би́юлия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Та НаХ и является священным текстом для иудеев. Би́юлия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Та НаХ и является священным текстом для иудеев.
Новый Завет - собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоана Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоана Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде
исторические –Евангелия От Матфея От Матфея От Марка От Марка От Луки От Луки От Иоанна От Иоанна –Деяния Апостольские Луки учительные –Послания Иакова –Послания Петра 1-е 1-е 2-е 2-е –Послания Иоанна 1-е 1-е 2-е 2-е 3-е 3-е –Послание Иуды –Послания Павла К Римлянам к Коринфянам –1-е –2-е к Галатам к Ефесянам к Филиппийцам к Колоссянам к Фессалоникийцам –1-е –2-е к Тимофею –1-е –2-е к Титу к Филимону к Евреям пророческие пророческие –Откровение Иоанна Богослова В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:
Переводы Библии В 382 г. Иероним Стридонский перевёл Ветхий Завет с греческого на латинский; в переводе Ветхого Завета Иероним основывался на Септ Уагинте. Этот перевод стал известен как Вульгата Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). К 500 г. Биюлия была переведена более чем на 500 языков, а столетие спустя, в 600 г., использование Библии в Западной Европе было ограничено лишь Вульгатой. В 382 г. Иероним Стридонский перевёл Ветхий Завет с греческого на латинский; в переводе Ветхого Завета Иероним основывался на Септ Уагинте. Этот перевод стал известен как Вульгата Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). К 500 г. Биюлия была переведена более чем на 500 языков, а столетие спустя, в 600 г., использование Библии в Западной Европе было ограничено лишь Вульгатой.
В IX веке Биюлия была переведена на язык, понятный восточным славянам. В IX веке Биюлия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Митрополит Алексий ( гг.), в бытность свою в Константинополе, запасся греческими списками Нового Завета и по ним составил весь перевод на славянский язык. Много исправлений внёс митрополит Киприан, серб по происхождению ( гг.). Некоторые книги переводились даже с еврейского текста (по распоряжению митрополита Филиппа). Митрополит Алексий ( гг.), в бытность свою в Константинополе, запасся греческими списками Нового Завета и по ним составил весь перевод на славянский язык. Много исправлений внёс митрополит Киприан, серб по происхождению ( гг.). Некоторые книги переводились даже с еврейского текста (по распоряжению митрополита Филиппа).
В XV веке архиепископ Геннадий поставил задачу собрать книги Священного Писания в единую Библию на славянском языке. Он организовал поиск частей славянской Библии по монастырям и соборам. Часть книг найти не удалось, и их перевёл с латинской Вульгаты монах Вениамин. Экземпляр Геннадиевской Библии сохранился до наших дней. Ныне используемая православной церковью в богослужении в России и других славянских странах Биюлия отличается от текста Геннадия лишь мелкими (но многочисленными) исправлениями. В XV веке архиепископ Геннадий поставил задачу собрать книги Священного Писания в единую Библию на славянском языке. Он организовал поиск частей славянской Библии по монастырям и соборам. Часть книг найти не удалось, и их перевёл с латинской Вульгаты монах Вениамин. Экземпляр Геннадиевской Библии сохранился до наших дней. Ныне используемая православной церковью в богослужении в России и других славянских странах Биюлия отличается от текста Геннадия лишь мелкими (но многочисленными) исправлениями.
А в 1581 году впервые была напечатана полная церковно-славянская Биюлия. В тексте её, однако, иногда встречались ошибки и неточности. В последующих изданиях ошибки эти старались исправлять. А в 1581 году впервые была напечатана полная церковно-славянская Биюлия. В тексте её, однако, иногда встречались ошибки и неточности. В последующих изданиях ошибки эти старались исправлять. По указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана тщательно исправленная церковнославянская Биюлия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом Септуагинтой. Елизаветинская Биюлия, с незначительными правками графического характера, до сих пор используется как авторизованный для богослужения текст в русском православии. По указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана тщательно исправленная церковнославянская Биюлия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом Септуагинтой. Елизаветинская Биюлия, с незначительными правками графического характера, до сих пор используется как авторизованный для богослужения текст в русском православии.
IV. СИМВОЛ ВЕРЫ
Апостольский символ веры Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь
Никео-Цареградский символ веры Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь. Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.
V. ТАИНСТВА
Крещение Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь». Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь». Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры. Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.
Миропомазание В православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, мажет тело человека особо освящённым ароматическим маслом миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». В православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, мажет тело человека особо освящённым ароматическим маслом миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
Евхаристия (причащение) Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
Исповедь (покаяние) К исповеди призываются все люди, достигшие 7- летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи. К исповеди призываются все люди, достигшие 7- летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи. Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем). Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди. Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем). Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.
Брак (венчание) - христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. В соответствии с 24-м правилом Василия Великого, максимальный возраст для брака 60 лет. В соответствии с 24-м правилом Василия Великого, максимальный возраст для брака 60 лет. Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога. Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога. По традиции Русской Православной Церкви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина. По традиции Русской Православной Церкви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина. В Русской церкви существует 2 чина совершения таинства брака: В Русской церкви существует 2 чина совершения таинства брака: последование великого венчания (Гл Большого Требника) когда оба или один из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз; последование великого венчания (Гл Большого Требника) когда оба или один из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз; последование о двубрачном (Гл. 21) когда оба венчающиеся вступают в повторный брак, то есть венчаются вдовец с вдовою. последование о двубрачном (Гл. 21) когда оба венчающиеся вступают в повторный брак, то есть венчаются вдовец с вдовою. С 1775 года в Российской Церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц Императорской фамилии. С 1775 года в Российской Церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц Императорской фамилии.
Елеосвящение (соборование) Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании (за исключением тяжелого случая болезни, когда человек находится в бессознательном состоянии, коме), которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Перед совершением елеосвящения человек должен исповедаться и, если он не находится в предсмертном состоянии, причаститься, в противном случае причащение происходит после елеосвящения. Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании (за исключением тяжелого случая болезни, когда человек находится в бессознательном состоянии, коме), которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Перед совершением елеосвящения человек должен исповедаться и, если он не находится в предсмертном состоянии, причаститься, в противном случае причащение происходит после елеосвящения. Елеосвящение совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется также соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. Елеосвящение совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется также соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.
Священство (рукоположение) В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая диакон, затем пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея) ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств. В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая диакон, затем пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея) ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
VI. ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ
Самые первые христиане (из иудеев) продолжали ревностно посещать Иерусалимский храм и молились в нём (Деян.21:26) до самого его разрушения «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб… (совершая евхаристию и причащение)» -(Деян.2:46). Оказавшись вне Иерусалима, апостолы часто молились в синагогах и в частных домах благочестивых евреев и обращённых язычников. Во время гонений на христиан со стороны римских императоров в качестве храмов христианами стали использоваться катакомбы природные пещеры вблизи поселений и заброшенные шахты. Самые первые христиане (из иудеев) продолжали ревностно посещать Иерусалимский храм и молились в нём (Деян.21:26) до самого его разрушения «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб… (совершая евхаристию и причащение)» -(Деян.2:46). Оказавшись вне Иерусалима, апостолы часто молились в синагогах и в частных домах благочестивых евреев и обращённых язычников. Во время гонений на христиан со стороны римских императоров в качестве храмов христианами стали использоваться катакомбы природные пещеры вблизи поселений и заброшенные шахты.
Когда император Константин Великий признал в 313 году христианство (на государственном уровне), то прежние языческие капища иногда стали перестраиваться под христианские храмы (выносились изваяния идолов, устанавливался престол и возвышенность для чтеца и др.). В то же время мать Константина, равноапостольная Царица Елена, воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший образцом в архитектуре и строительных приёмах для тысяч других, возводимых по всей империи христианских храмов и монастырей. Наиболее величественным и совершенным стал Софийский собор в Константинополе. Когда император Константин Великий признал в 313 году христианство (на государственном уровне), то прежние языческие капища иногда стали перестраиваться под христианские храмы (выносились изваяния идолов, устанавливался престол и возвышенность для чтеца и др.). В то же время мать Константина, равноапостольная Царица Елена, воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший образцом в архитектуре и строительных приёмах для тысяч других, возводимых по всей империи христианских храмов и монастырей. Наиболее величественным и совершенным стал Софийский собор в Константинополе.
К этому времени сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись либо как огромный крест, либо как круг (символ вечности), либо как корабль (Ноев Ковчег). В храмах притвор (и паперть) предназначались для оглашенных (ещё готовящихся ко крещению) и обуреваемых (кающихся). К этому времени сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись либо как огромный крест, либо как круг (символ вечности), либо как корабль (Ноев Ковчег). В храмах притвор (и паперть) предназначались для оглашенных (ещё готовящихся ко крещению) и обуреваемых (кающихся).
Внутри православных храмов появился иконостас перегородка, отделяющая самую святую часть храма алтарь (реже кувуклия), куда могут входить только мужчины. Также стал отделяться клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей (алтарников), а посреди храма стал устанавливаться аналой с иконой праздника и (в соборах) архиерейская кафедра. Внутри православных храмов появился иконостас перегородка, отделяющая самую святую часть храма алтарь (реже кувуклия), куда могут входить только мужчины. Также стал отделяться клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей (алтарников), а посреди храма стал устанавливаться аналой с иконой праздника и (в соборах) архиерейская кафедра.
Устройство храма Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящение храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным, праздником. Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящение храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным, праздником. В Храме выделяются три части: В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами, притвор. притвор. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой. В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой. Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний притвор, выше темничка, верхний звонница. Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний притвор, выше темничка, верхний звонница. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют: Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют: либо 1 купол, либо 1 купол, либо 3 купола по одному над храмом, алтарём и колокольней во образ Троицы, либо 3 купола по одному над храмом, алтарём и колокольней во образ Троицы, либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него, либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него, либо 7 (священное число), либо 7 (священное число), либо 13 подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам. либо 13 подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам. Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики). Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики).
VII. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Пасха Праздник становлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник). Праздник становлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
Двунадесятые праздники Двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Рождество Богородицы 8 (21) сентября; Рождество Богородицы 8 (21) сентября; Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября; Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря); Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово 25 декабря (7 января); Рождество Христово 25 декабря (7 января); Крещение Господне 6 (19) января; Крещение Господне 6 (19) января; Сретение Господне 2 (15) февраля; Сретение Господне 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля); Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим воскресенье перед Пасхой переходящий; Вход Господень в Иерусалим воскресенье перед Пасхой переходящий; Вознесение Господне 40-й день после Пасхи, всегда в четверг переходящий; Вознесение Господне 40-й день после Пасхи, всегда в четверг переходящий; День Святой Троицы 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье переходящий; День Святой Троицы 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье переходящий; Преображение Господне 6 (19) августа; Преображение Господне 6 (19) августа; Успение Богородицы 15 (28) августа; Успение Богородицы 15 (28) августа;
Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство это дни, подготавливающие праздник, предпразднство это дни, подготавливающие праздник, попразднство продолжение праздника, попразднство продолжение праздника, отдание это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника. отдание это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Число дней попразднства бывает неодинаковым от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника. Число дней попразднства бывает неодинаковым от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
Другие Великие праздники Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября; Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября; Обрезание Господне 1 (14) января; Обрезание Господне 1 (14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля); Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля); Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября); Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября);
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ