Дифференцированный подход к решению задач как условие формирования проблемной компетенции младших школьников. Учитель начальных классов МОУ «СОШ 20 с углублённым изучением отдельных предметов города Белгорода». Извекова Вера Александровна.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, даёт возможность испытывать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
На основе психолого-педагогических исследований выявлено, что дети, поступающие в школу, подразделяются на 3 условные группы: 1 группа-ученики с преобладанием процесса торможения; 2 группа- учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением; 3 группа- школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Этапы решения задач. Выделяют несколько этапов: 1. Ознакомление с содержанием задачи; 2. Поиск решения задачи; 3. Выполнение решения задачи; 4. Проверка решения задачи.
Ознакомление с содержанием задачи- значит, прочитав её, представить жизненную ситуацию, отражённую в задаче. Очень важно научить правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия. А учителю использовать дифференцированный подход на этом этапе работы.
Поиск решения задачи: Иллюстрация задачи: предметная и схематическая (краткая запись). Иллюстрация в виде чертежа, графика, таблицы, при помощи отрезков.
Анализ (разбор) задачи. Рассуждение можно строить двумя способами: 1. от вопроса задачи к числовым данным; 2. от числовых данных к вопросу.
Способы решения текстовых задач. В качестве основных в математике различают арифметический и алгебраический способы решения задач, графический. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга одним или несколькими действиями или количеством действий, также отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестным, положенными в основу выбора арифметических действий, или последовательностью использования этих отношений при выборе действий. При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения. Графический способ даёт возможность более тесно установить связь между арифметическим и геометрическим материалом, развить функциональное мышление детей.
Решение задачи. Решение задач- это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения.
Проверка решения задачи. В начальных классах используют четыре вида проверки: 1. Составление и решение обратной задачи. 2. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи и данными числами. 3. Решение задачи другим способом. 4. Прикидка ответа.
Задача 13. стр.97 (Математика; 4-ый класс, часть 1, автор – М.И.Моро и др.) От Москвы до Киева 870 км. Поезд, вышедший из Москвы, шел 6 ч со средней скоростью 85 км/ч, а остальной путь до Киева он прошёл за 4 ч. С какой средней скоростью он шёл эти 4 ч?
1-ый этап: ознакомление с условием задачи.
3- группа:
2- группа:
3-ий этап: решение задачи. 3-я группа- уравнением: 85 х 6+Хх 4=870 2-я группа- в виде выражения: ( х 6):4=90 (км/ч) 1-я группа- по действиям: 1) 85 х 6=510(км)-расстояние от Москвы до остановки) 2) =360(км)-расстояние от остановки до Киева 3) 360:4=90 (км/ч)-скорость до Киева