Выполнила Гавриленко Елена Михайловна учитель биологии МОБУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Активизация познавательной деятельности учащихся - это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной Активность при выполнении учебно-познавательной деятельности Формирование положительной мотивации к обучению Использование современных педагогических технологий Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: принцип самостоятельной активности учащихся принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых. принцип осознанности познания
Методы активизации познавательной Деятельности учащихся Нетрадиционный метод Развитие через творчество Метод проектов Эвристический метод Проблемное обучение Обучение через открытие
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии Биологические задачи Разминки Дидактическая игра Проблемные ситуации Домашний эксперимент Биология и литература
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии с применением информационных технологий, позволяет мне достигать определенных результатов: активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету; формируется творческое мышление; развиваются коммуникативные способности; выполняют задания исследовательского характера; применяют полученные знания в жизни; работают с дополнительной литературой.
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. 2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. 3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология. 4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство Учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.