Составили: Дорохова Л.Г., Ефименко Н.В.
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Этапы Содержание Анализ ситуации Переформулировка её в проблему Надо ли её разрешать В чём проблема? Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей Почему именно этих ценностей будем придерживаться? Оценка необходимости восполнения дефицитов. Формулирование принципов отбора целей Зачем двигаться в этом направлении ? Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели Куда придём в итоге?
Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы ( адекватных способов действий) Что будем делать и каким будет результат? Решение проблемы ( под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации) Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой) Разрешили ли мы проблему? Представление окружающим полученного результата ( «продукта»)
Однако в реальной «проектной деятельности» в начальной школе можно заметить две крайности: либо это механический перенос метода проектов из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему что делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – проект, подготовили под жестким управлением учителя выступление на школьном празднике – проект (так же как при вхождении в педагогическую среду нового термина «компетентность» зачастую говорили о «вычислительной компетентности», «орфографической компетентности» и т.п.).
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания. Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно- практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
Должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий(заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Место сборки» продукта», оформление итогового результата – итоговое задание. Результат может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа.
Задание 1 Задание 3 Задание 2 Итоговое задание (этап синтеза) Дополнительные источники информации Описание квази жизненной ситуации. Постановка задачи (этап анализа)
Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.