Технология «Дебаты» Саренко Г И Саренко Г И Зав.кафедрой Зав.кафедрой ЕГТО. ЕГТО. БОУДПО «ИРООО» БОУДПО «ИРООО»
Дебаты – прения, обмен мнениями. Дебаты – эффективное средство развития учащихся, способствует развитию критического мнения, формулированию собственной позиции, искусству аргументации.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты»:
Социализирующее значение Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют адаптироваться к условиям, умению конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.
Воспитывающее значение Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
Развивающее значение Развивающее значение заключается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным проблемам.
Дидактическое значение Дидактическое значение выражается в том, что дебаты – основа для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку для осуществления непрерывного образования.
Этапы организации дебатов: Ориентация Подготовка к проведению Проведение Обсуждение
Подготовительный этап: Определение темы дебатов Формирование групп обучающихся Работа с информацией Составление аргументов Подготовка раунда вопросов
У 1,2,3 – утверждают тезис О 1,2,3 –отрицают тезис
Первый спикер утверждающей команды ( У 1): Представляет утверждающую команду, тему, обосновывает ее актуальность; Даёт определение понятиям, входящим в тему; Представляет точку зрения утверждающей команды Обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
Первый спикер отрицающей команды( О 1): Представляет отрицающую команду; Отрицает тему, формулирует тезис отрицания; Принимает определения, представленные утверждающей стороной; Представляет позицию отрицающей стороны;
Второй спикер утверждающей команды( У 2): Восстанавливает точку зрения утверждающей стороны; Приводит новые доказательства; Повторяет важные аспекты предыдущих доказательств; Подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;
Второй спикер отрицающей команды ( О 2): Восстанавливает отрицающую позицию; Подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс; Продолжает опровергать утверждающую позицию; Приводит новые доказательства;
Третий спикер утверждающей команды( У 3) Еще раз акцентирует узловые моменты дебатов; Следует структуре утверждающего кейса; Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе; Завершает линию утверждения; Задает вопросы первому спикеру отрицающей команды;
Третий спикер отрицающей команды( О 3): Еще раз акцентирует узловые моменты дебатов; Следует структуре отрицающего кейса; Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе; Завершает линию отрицания; Задает вопросы первому спикеру утверждающей команды;
Проведение дебатов: 1. У 1 аргумент 2. У 1 вопрос О 3 3. Аргумент О 1 4. У 3 вопрос О 1 5. У 2 аргумент 6. У 2 вопрос О 1 7. Аргумент О 2 8. У 1 вопрос О 2 9. У 3 аргумент 10. У 3 вопрос О Аргумент О У 3 вопрос О 3
Учет действий участников дебатов:
Очки Действия участников участники АБВГ (+2)Определение положения в дискуссии (+1)Формулирование существенного замечания (+2)Использование доказательств, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты (+1)Вовлечение в дискуссию другого лица (+1)Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед (+2)Формулирование аналогии (+2)Выявление противоречия (+2)Выявление замечания
(-2)Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи (-2)Прерывание дискуссии (-1)Несущественные замечания (-3)Монополизация дискуссии (-3)Выпад против другого лица Всего очков (уровень)
Формы дебатов: Классические Имитационно-моделирующие Модифицирование Панельные Экспресс-дебаты Аквариум