Практическая работа – вид учебной деятельности учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, применения знаний и умений на практике, развития навыков самостоятельного моделирования, прогнозирования и оценки. Практические работы проводятся после изучения темы или раздела. Они включаются в учебную программу, и их выполнение обязательно.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно- познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни. После того как учащиеся овладеют приемами выполнения практических работ, например по чтению карт и составлению на их основе географических характеристик, практические работы начинают выполняться самостоятельно и тем самым приобретают характер самостоятельных работ.
По форме организации деятельности учащихся По форме фиксации результатов По уровню самостоятельности По содержанию По источникам используемой географической информации Виды практических работ по географии
По источникам используемой географической информации Карта Текст Профиль Диаграмма Картина, рисунок Схема, таблица Кино, диафильм Аэрокосмические снимки компьютер
По содержанию Определение ГП объекта, расстояний, географических координат и др. Характеристика компонента природы, ПТК, отрасли хозяйства и др. Оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека Объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека и т.д. Прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу и т.д.
По уровню самостоятельности Работа в классе под руководством учителя Работа в группе с помощью одноклассников Работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приемов Самостоятельная работа дома, в классе или на местности
По форме фиксации результато в В тетради в виде схемы, таблицы, описания На к/к Подготовка реферата, заполнение полевого дневника во время экскурсии Построение плана местности
По форме организации деятельности учащихся Индивидуальная работа дома, в классе или на местности Групповая работа в классе
Практические и самостоятельные работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы. При овладении знаниями практические и самостоятельные работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой. Практические и самостоятельные работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности. Без практических и самостоятельных работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.
Определение географических координат крайних точек Африки, протяженности материка с севера на юг в градусах и км Обучение определению географического положения материка
Цель работы: Выявить особенности физико – географического положения Африки Научиться определять физико – географическое положение материка по плану, используя карты атласа Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и км
П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Определите географическое положение материка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико – географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов
П ЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФГП МАТЕРИКА : 1. Определите положение материка на градусной сетке ( по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам): По отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк – в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора. По отношению к нулевому меридиану – пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк – в Западном или в Восточном? На контурной карте синим цветом выделите линию нулевого меридиана. 1. Определите положение материка на градусной сетке ( по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам): По отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк – в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора. По отношению к нулевому меридиану – пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк – в Западном или в Восточном? На контурной карте синим цветом выделите линию нулевого меридиана.
Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте. По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка. Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте. Между какими градусами широты расположен материк? Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и км. Расчеты запишите в тетрадь. Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте. Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте. По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка. Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте. Между какими градусами широты расположен материк? Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и км. Расчеты запишите в тетрадь. Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте.
Определите положение материка относительно других объектов ( материки, океаны): Какие материки расположены по близости, в каком направлении? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которых отделяют от Африки. Определите характер береговой линии ( сильно изрезана – выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана – мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте. Определите положение материка относительно других объектов ( материки, океаны): Какие материки расположены по близости, в каком направлении? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которых отделяют от Африки. Определите характер береговой линии ( сильно изрезана – выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана – мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.
О. Мадагаскар Средиземное море Гвинейский залив Атлантический океан Красное море Индийский океан м. Альмади м. Бен- Секка м. Игольный м. Рас- Хафун Суэцкий канал п-ов Сомали Гибралтарский пролив Евразия
Сторона горизонта Название крайней точки Географические координаты ШиротаДолгота Север Юг Запад Восток м. Рас – Энгела м. Игольный м. Альмади м. Рас – Хафун 37° с.ш. 35° ю.ш. 15° с.ш. 10° с.ш. 10° в.д. 20° в.д. 18° з.д. 51° в.д. Материк расположен между 37 ° с.ш. и 35 ° ю.ш. – 72 ° Протяженность: с севера на юг по 20 ° в.д. – 7500 км
Презентацию выполнила: учитель МБОУ «Октябрьская школа 1» Зайцева О.Г. Презентацию выполнила: учитель МБОУ «Октябрьская школа 1» Зайцева О.Г.