Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС в начальной школе Педагог-психолог МАОУ СОШ 5 г.Ишима Очекова Н.В.
Евгений Александрович ЯМБУРГ: «ПЕДАГОГИКА СЛЕПА БЕЗ ПСИХОЛОГИИ, А ПСИХОЛОГИЯ МЕРТВА БЕЗ ПЕДАГОГИКИ». ЦЕЛЬ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОБИТЬСЯ ИХ ЕДИНЕНИЯ.
ФГОС НОО Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование ПСИХОЛОГО-педагогическое.
ФГОС НОО С введением новых образовательных стандартов моя деятельность как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, КОНКРЕТНОЙ И ИЗМЕРИМОЙ.
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ - учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся, - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, - формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья, - - интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое. - мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; - психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; сопровождение участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение). Как в этом случае школе обойтись без психолога?
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В школе появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, для нее НЕ существует готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу- психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методические задачи: - Составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших. - Подобрать пакет материалов по работе с педагогами. - Подобрать методические материалы по работе с родителями.
Задачи психолога : - определение уровня формирования компетенций учащихся; - учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям; - взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения: 1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения: 5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 6. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психолога появились следующие проблемы: Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей начальных классов доминирование учителя на уроке; значительная субъективность учителя в оценке ученика; повышенное внимание к одним учащимся и невнимание к другим; недостаточный учет психофизиологического состояния учащихся; высокий уровень эмоциональной тревожности учителей начальной школы.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ВЕСНА) ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ОСЕНЬ) АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА) АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ВТОРИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНЦЕ ГОДА) ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ (1-4 КЛАСС) ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
Результаты определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению к школе (весна 2014 года) Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень (30%) 58 (65%) 2 (5%) Из 85 будущих первоклассников у 25 детей (30%) выявлен высокий уровень готовности к школьному обучению. У 62 детей (65 %) диагностирован средний уровень готовности к школьному обучению. 2 (5%) детей из числа будущих первоклассников 2014 года показали низкий уровень готовности.
Результаты определения уровня готовности к обучению к школе первоклассников (осень 2014 г.) Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 8532 (37%) 53 (62%) 0 Из 85 первоклассников у 32 детей (37%) выявлен высокий уровень готовности к школьному обучению. 53 ребенка (62%) показали средний уровень готовности к школьному обучению. Обучающихся с низким уровнем готовности не выявлено.
Результаты первичной диагностики адаптации 1-х классов (осень 2014) Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 8558 (68%)24 (28%)3 (3%) Из 85 первоклассников 58 детей (68%) показали высокий уровень адаптации. 24 человека (28%) показали средний уровень адаптации. 3 человека (3%) показали низкий уровень адаптации, т.е.дезадаптацию.
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ И УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ1 КЛАСС 2011 год 4 КЛАСС 2015 год ПОЛНАЯ АДАПТАЦИЯ79%93% НЕПОЛНАЯ АДАПТАЦИЯ19%7% ДЕЗАДАПТАЦИЯ2%0 Из 104 детей, поступивших в первый класс в 2011 году у 83 (79 %) детей выявлена полная адаптация. У 19 (19 %) детей диагностирована неполная адаптация. 2 (2%) детей попали в группу дезадаптированных. В 2015 году начальную школу из числа поступивших в 2011 году заканчивают 104 ребенка. Из них на 4 году обучения полностью адаптированы 96 (93%) детей. Адаптированы, но не полностью 8 (7 %) детей. Дезадаптированных учащихся не выявлено.
Результаты диагностики тревожности 1-4 классов Класс Всего Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 185 чел.0 67 (80%) 18 (20%) 2 82 чел. 2 (1%) 43 (51%) 37 (45%) 3 80 чел.0 42 (53%) 38 (47%) 490 чел.0 39 (43%) 51 (57%) Итого с 1 по чел.2 (4%) 194 (54%) 144 (42%)
Исследования психолога направлены на выявление тревожности ситуативной ( временной) и постоянной, являющейся характерологической особенностью. При этом необходимо учитывать, что незначительное повышение уровня тревожности характерно для учащихся, охваченных деятельностью в рамках ФГОС. Основными причинами этого являются: - продолжительное нахождение обучающихся в школе ( за счет увеличения времени охвата детей внеурочной деятельностью); - увеличение количества заданий, выполнение которых требует принятия самостоятельных решений; - включение ребенка в проектную деятельность.