Проблема продуктивности современного урока
За свою педагогическую деятельность учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за время своего обучения посетит почти 10 тыс. уроков. Каждая 4-я книга по дидактике посвящена уроку.
Сорок минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное
Продуктивность урока Хуторской А.В. «Продуктивная деятельность обучающихся содержит внешние (реально ощутимые) проявления и внутренние (имеющие личностный смысл для субъектов).
ФГОС в качестве требований к результатам обучения и освоения содержания курсов дисциплин по образовательным областям определяют: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Личностные результаты мотивированность к обучению ценностные ориентиры
Метапредметные результаты Умение сознательно организовывать свою учебную деятельность Способность анализировать Овладевать различными методами публичных выступлений Умение выполнять различные практические познавательные задачи
Предметные результаты в областях Познавательной Ценностно-мотивированной Трудовой Эстетической Коммуникативной
Проблема продуктивности включает в себя проблемы: Целеполагания Выбора оптимальных методов организации познавательной деятельности обучающихся на уроке Определения содержания учебного материала Организации повторения и контроля знаний Оценивания результатов труда учителя и обучающихся Создание условий для непрерывности образования
Цель урока В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться и учителя и ученики.
Таксономия (Б.Блум) Цели должны быть представлены в виде образцов деятельности. Конкретизация целей – 2 этапа: 1 этап – цели курса 2 этап – цели текущей деятельности Для достижения диагностичности целей необходимо выделить критерий достижения каждой цели
Содержание урока Вариативность Научность Доступность Ориентация на потребности личности
Структура урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения
Факторы, влияющие на продуктивность урока психолого-физиологические факторы Продуктивные дни – вторник, среда, четверг Продуктивные часы – 2,3,4 уроки Время на уроке: 1-4 мин – 60% 5-23 мин – 80% мин – 45-60% мин – 6% Психологический комфорт на уроке
Факторы, влияющие на продуктивность урока Организация урока: адекватность методов обучения целям урока продуманность и неукоснительное следование структуре урока применение приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся применение уровневой дифференциации оптимальный темп урока учебно-методическое обеспечение урока
Факторы, влияющие на продуктивность урока Создание условий для непрерывности обучения: - объем, содержание, методика подачи домашнего задания - создание условий для выполнения домашнего задания
Самоподготовка САНПИН : в м - до 2,5 ч, в м - до 3 ч, в м - до 4 ч. - Самоподготовку следует начинать с 16 часов. двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера Во время самоподготовки необходимо делать перерыв через минут для активного отдыха
Факторы, влияющие на продуктивность урока Санитарно-гигиенические: Состояние учебного кабинета Соблюдение режима проветривания Проведение физкультминутки Соответствие классной мебели росту школьников Соблюдение правильной рабочей позы обучающимися Чередование видов деятельности
Повторение и контроль знаний Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение цели урока
Показатели продуктивности урока Внутренние (рефлексия, самооценка, самоконтроль) Внешние (контрольные работы, тесты, государственная итоговая аттестация )
Показатель продуктивности урока Педагогическая оценка учебных достижений обучающихся