Использование метода проектов в технологическом образовании школьников Матвеева Татьяна Александровна - учитель технологии высшей категории
Актуальность Развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования. От тех, кто учит детей и подростков, требуется повышение качества образования через развитие новых методик организации процесса обучения, адекватных требованиям будущего. Процесс обучения технологии предлагается строить с использованием дизайн-подхода, в основе которого лежит проектный метод. Этот метод позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно- технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.
Методологическая основа использования метода проектов Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические, дидактические принципы: 1. Связь теории с практикой 2. Научность 3. Сознательность и активность усвоения знаний 4. Доступность 5. Системность и преемственность обучения 6. Наглядность и прочность усвоения знаний
Значение опыта В рамках образовательной области «Технология» учащиеся по- прежнему приобретают разнообразные знания и навыки, изучают технику и культуру дома, участвуют в профессиональной ориентации, но при этом введение проектного метода дает детям дополнительный шанс исследовать, придумывать, разрабатывать новые решения проблем, испытывать изготовленные изделия и оценивать полученные результаты в реальных ситуациях. Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности. Обучение на творческом труде (в доступных для школьников соответствующего возраста формах) способствует повышению интереса к обучению, выработке устойчивых мотивов в их познавательной деятельности и трудовой деятельности в целом.
Цель и задачи ЦЕЛЬ: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в условиях рыночной экономики. ЗАДАЧИ: 1. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. 2. Обеспеение учащимся возможности самопознания,изучения мира профессий. 3. Обеспечение возможности всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал. 4. Воспитание трудолюбия,предприимчивости, коллективизма, обязательности,культуры поведения и бесконфликтного общения. 5. Овладение основными понятиями рыночной экономики и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
Описание опыта Творческий проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Выполнение проекта происходит в 3 этапа: I.Организационно-подготовительный. На этом этапе выполняется выбор и обоснование проекта. II.Технологический. Здесь учащимися выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом. III.Заключительный. На этом этапе выполняется оценка проделанной работы и защита проекта. Защита проекта происходит по всем этапам. К защите учащиеся должны представить дизайн-папку и изделие.
При выборе проекта обязательно учитывается уровень подготовки и способностей каждого ученика(например, можно упростить изделие или рекомендовать создание комплекта). Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта(изготовление конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. В классах, где учащиеся только начинают знакомиться с проектированием, целесообразно первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем можно переходить к групповым или индивидуальным проектам.
Учащиеся должны познакомиться с общими способами организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин(ИЗО, черчению, математике, химии, физике, информатике, экономике). Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опережающими. В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются: трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми.
Метод проектов становится, а в ряде стран уже стал, доминирующей педагогической стратегией.