Профилактическая работа в начальной школе по программе «Все цвета, кроме черного» Сергиевская школа 1 (4Б класс) Мальцева Л.А г.
Программа разработана и подготовлена при содействии Управления социально- педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»
Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Задачи программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей; формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием; развитие коммуникативных навыков (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов); формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих; пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний; просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2,3,4 -х классов. Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактике наркотизации. Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактике в семье. В рабочих тетрадях кроме необходимых и доступных детям знаний предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал.
Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов: полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни; дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия; дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегать конфликтов с окружающими; дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Варианты ответов на вопросы анкеты: «Мой самый любимый предмет» Мест о 2 класс 3 класс 4 класс IМатематика Православная культура IIПравославная куль тура Математика Физическая культура IIIФизическая культура«Все цвета, кроме черного» IV«Все цвета, кроме черного» Русский язык Математика Русский
«Больше всего в школе мне нравится… » Место Варианты ответов в конце 2 класса Варианты ответов в конце 3 класса Варианты ответов в конце 4 класса I Перемены Уроки, перемены, физическая культура Уроки, учиться II Физическая культура Мой класс, учиться Общаться с друзьями III Уроки Другое
«Я имею режим дня»
«Я гуляю на улице (сколько часов)»
«Я делаю уроки…»
«Я всегда завтракаю дома»
«Я ложусь спать…»
«Я посещаю кружки и секции»
«Считаете ли Вы, что курение и алкоголь вредят здоровью?»
«Легко ли ты общаешься с детьми, взрослыми?»
«Можешь ли ты отказаться от предложения, если ты с ним не согласен?»
«На кого из взрослых тебе хочется быть похожим?» Варианты ответов 2 класс Варианты ответов 4 класс 1. Добрые герои известных сказок и мультфильмов 80%Родители 85% 2. Герои литературных произведений 10%Близкие родственники(брат, сестра, дядя, тетя) 15% 3. Известные писатели, футболисты 10%
«Кому Вы можете рассказать о своих неприятностях?» 3 класс : 4 класс: 1. Родителям – 50% 1. Родителям – 70% 2. Друзьям– 25% 2. Друзьям – 30% 3. Другим родственникам - 10% 4. Никому – 15%
2. Настроение детей после занятий ( тест цветовых предпочтений М. Люшера)
3. Варианты ответов на вопросы обратной связи 3.1. «Как вы чувствовали себя на занятиях?»: отлично – 10%; хорошо – 85%; уверенно – 5% «Что Вы получили?» узнали, как укреплять свое здоровье – 75%; изменил(а) свои черты характера – 20%; как общаться с людьми –55 %; нужно дорожить друзьями –50%; как отказаться от предложения с которым ты не согласен -45%; много нового и интересного –25% «Хотели бы вы продолжить занятия?»: да – 100%
4. Результаты диагностики Самооценка (А.М. Прихожан)
Эмоциональное отношение к учению
5. Варианты ответов родителей на вопросы анкеты: занятия способствовали формированию у детей полезных привычек и навыков – 100%; ребенок больше стал соблюдать правила ЗОЖ - 100%. умеют управлять своим поведением – 75% (да), 25% (отчасти). избегают конфликтов с окружающими –55% (да), 45% (отчасти). научились преодолевать трудности- 20% (да), 70% (отчасти), 10% (нет). Продолжить занятия в 5 классе – 100% 6. Мнение классного руководителя: У ребят расширились знания о ЗОЖ; Класс стал дружнее; Легче стало проводить внеклассные мероприятия; Меньше стало конфликтов.
Выводы: 1. Ребята занимающиеся по УМК «Все цвета, кроме черного» осознают, что здоровье во многом зависит от образа жизни человека. 2. Расширились знания о правилах здорового образа жизни. 3. Возросла занятость детей в кружках и секциях. 4. Возросли умения строить коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми. 5. Сформировались дружеские отношения с одноклассниками. 6. Улучшились доверительные отношения с родителями. 7. Ребят могут самостоятельно и осознанно принимать решения, отстаивать свой выбор или линию поведения. 8. Наблюдается выраженное негативное отношение к курению и употреблению спиртных напитков.