Стратегия предприятия 1. Понятие стратегии, классификация 2. Стратегическая пирамида 3. Стратегии конкуренции 4. Стратегии развития
Понятие стратегии Стратегия обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения между его внутренними силами и слабостями и внешними возможностями и угрозами для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и оптимального распределения ресурсов. Запланированная стратегия Адаптивная реакция на изменения Реальная стратегия Спонтанная стратегия
Классификация Иерархический признак корпоративная стратегия деловая (бизнес) стратегия функциональная стратегия операционная стратегия Конкурентные стратегии лидерство по издержкам широкая дифференциация фокусирование на основе низких издержек фокусирование на основе дифференциации оптимальных издержек Стратегии развития (роста/сокращения) концентрация интеграция диверсификация сокращение
Стратегическая пирамида Деловая (бизнес) стратегия Функциональная стратегия Операционная стратегия Корпо- ративная стратегия Деловая (бизнес) стратегия Функциональная стратегия Операционная стратегия Однопрофильная фирма Диверсифицированная фирма
Стратегическая пирамида Корпоративная стратегия стратегия организации в целом, поведение ее подразделений, линии услуг, комбинация которых позволяет воспринимать организацию как целостность (какими видами бизнеса занимается организация ?) Деловая (бизнес) стратегия комплекс мер и подходов для эффективного функционирования в рамках определенного вида деятельности предприятия (как и с кем конкурировать на конкретном рынке ?) Функциональная стратегия стратегия для каждого функционального подразделения определенной сферы деятельности организации (что вносят различные функциональные действия в другие уровни стратегии ?) Операционная стратегия стратегия, которая определяет принципы управления звеньями организационной структуры и решение стратегически важных оперативных задач (закупка, управления запасами, транспортировка и др.)
Стратегии конкуренции - используются для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления позиций на рынке - предусматривают наступательные и оборонительные действия, долгосрочные действия и мгновенную реакцию на изменения ситуации - близки по сути к деловым стратегиям, но являются более узкими по масштабу (не затрагивает вопросов развития предприятия в целом) Параметры классификации конкурентных стратегий целевой рынок тип конкурентного преимущества
Стратегии конкуренции Стратегия «лидерства по издержкам» предусматривает снижение издержек производства, что привлекает большое количество покупателей. Эта стратегия предусматривает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, а также опирается на «кривую опыта»: при удвоение совокупного накопленного объема производства удельные издержки снижаются в среднем на 12-30% в зависимости от сферы деятельности. Стратегия «широкой дифференциации» направлена на придание продукции предприятия специфических параметров и характеристик, которые выгодно отличали бы от продукции конкурентов. Данная стратегия требует серьезных исследований и разработок.
Стратегии конкуренции Стратегии «фокусирования» предполагает концентрацию на конкретной группе клиентов, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея данного вида стратегий - обслуживание узкой целевой группы лучше чем конкуренты. - «фокусирование на основе низких издержек» ориентирует предприятие на узкий сегмент, в котором оно опережает конкурентов за счет более низких издержек. - «фокусирование на основе дифференциации» предполагает обеспечение узкого сегмента клиентов продукцией, полностью соответствующей их вкусами и предпочтениям. Стратегия «оптимальных издержек» предусматривает сочетание низких издержек с широкой дифференциацией продукции, направлена на удовлетворение нужд клиентов за счет предоставления им большой гаммы продукции либо продукции лучшего качества по ценам таким же либо более низким, чем у конкурентов.
Стратегии развития При разработке стратегии развития следует ответить на вопросы: какую деятельность прекратить? какую деятельность продолжать ? в какой вид деятельности перейти ? Стратегия развития близка к корпоративной и деловой, но основное внимание акцентируется на динамике и развитии предприятия Стратегия развития опирается на следующие элементы: Продукт Рынок Отрасль Положение организации внутри отрасли Технология
Стратегии развития Стратегии концентрированного роста - стратегия усилия позиции на рынке (увеличение доли рынка); - стратегия развития рынка (поиск новых рынков для существующих продуктов); - стратегия развития продукта (новые продукты на существующем рынке). Стратегии интегрированного роста стратегия горизонтальной интеграции (компания приобретает или сливается с основным конкурентом или с другой фирмой действующей на той же стадии цепочки создания ценности) Пример: покупка сетью ресторанов других ресторанов, кафе и предприятий питания стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение контроля за поставщиками ресурсов) Пример: приобретение и реорганизация ОАО «Савушкин продукт» агропроизводственного хозяйства «Олтуш» стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (усиление контроля за системами распределения) Пример: фармацевтическая компания создает собственную розничную сеть аптек
Стратегии развития Стратегии диверсифицированного роста стратегия концентрической (родственной) диверсификации (внедрение в области новых продуктов, которые связаны с существующими через технологию и маркетинг); Пример: производитель ткани начинает производство одежды из этих тканей стратегия горизонтальной диверсификации (введение новой продукции, требующей новой технологии, но с использованием традиционного рынка); Пример: производство мотоциклов на автомобильном предприятии стратегия конгломератной (неродственной) диверсификации (вход предприятия в сферы продуктов, которые напрямую не связаны с существующими технологиями или рынками). Пример: организация производства холодильников на металлургическом заводе
Стратегии развития Стратегии сокращения стратегия экономии (сокращения расходов) осуществление действий по оздоровлению предприятия посредством снижения затрат, создания дополнительных источников доходов, сокращения активов; стратегия сокращения СБЕ принятие решение о закрытии или продаже отдельного направления деятельности, при этом освобожденные ресурсы перенаправляются в другую, перспективную область деятельности; стратегия изъятия вложений обычно это отказ предприятия от долгосрочных перспектив в пользу получения благ в настоящее время. Такая стратегия проводится для неперспективных и устаревших продуктов; стратегия ликвидации применятся в случае нахождения предприятия в глубоком кризисе и невозможности исправления ситуации. Продажа имущества.