Аттестация педагогических кадров в 2010 – 2011 году
До января 2011 года аттестация проводится в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минобрнауки РФ г С января 2011 вступает в действие «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки РФ г. 209
Аттестация педагогических кадров в 2010 году (до декабря включительно)
Этапы проведения аттестации педагогических и руководящих работников I этап – теоретический. Определяет уровень профессиональной компетентности аттестуемого работника. В рамках прохождения специальной подготовки объемом не менее 72 часов по образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по одной из форм: - защита квалификационной работы, - экзамен, - тестирование, - зачет, - контрольная работа. Результаты квалификационных испытаний, документы о повышении квалификации и профессиональной переподготовке действительны в течение 5 учебных лет со дня получения соответствующего документа. От квалификационных испытаний по определению уровня профессиональных знаний могут быть освобождены педагогические и руководящие работники: - имеющие ученую степень, звание; - педагогические и руководящие работники, обучающиеся в аспирантуре по профилю педагогической и управленческой деятельности в период аттестации; - педагогические работники, обучающиеся на заочных отделениях высших учебных заведений по профилю деятельности в период аттестации.
II этап – практический. Его основное назначение - оценка уровня сформированности профессиональных умений, распространения опыта своей деятельности, определение уровня продуктивности педагогической, управленческой деятельности аттестуемого работника. Исходным основанием оценки на этом этапе становится изучение его профессиональных достижений, включающее: внешнюю экспертизу – оценка профессиональных результатов аттестующихся (портфолио, анкета); представление (характеристика) отдела образования (для руководителей образовательных учреждений), руководителей образовательного учреждения (для педагогических работников).
Требования к уровню профессионализма и продуктивности аттестуемого на 2-ю квалификационную категорию Профессионализм: Умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; Применять в практической деятельности широкий набор методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих вариативность образовательного процесса; Применение элементарных методов и средств педагогической диагностики; Владение информационными образовательными технологиями на уровне базовой ИКТ-компетенции. Продуктивность: Обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников ДОУ), соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, высокого в данном ОУ.
Требования к уровню профессионализма и продуктивности аттестуемого на 1-ю квалификационную категорию Профессионализм: Умение учитывать психологические особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм учебно- воспитательного процесса; способность решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей и состояния здоровья категориями обучающихся, в т.ч. путём применения профильных и разноуровневых программ; применение современных педагогических технологий, методик анализа, учебно-методической работы по предмету; активное применение информационных образовательных технологий: умение использовать цифровые образовательные ресурсы федерального и регионального хранилища ЦОР. Продуктивность Обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).
Требования к уровню профессионализма и продуктивности аттестуемого на высшую квалификационную категорию Профессионализм: Умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств и форм обучения, самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии, которые могут быть рекомендованы к распространению; создание условий для реализации творческих возможностей обучающихся; применение в практической деятельности исследовательских и опытно- экспериментальных методов обучения и воспитания; умение управлять и прогнозировать педагогический процесс, организовывать самообразование учащихся; активное применение информационных образовательных технологий: умение разрабатывать и экспортировать цифровые образовательные ресурсы Продуктивность: Обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта РФ, федерального органа управления образованием. назад
Процедуры, применяемые при аттестации педагогических и руководящих работников Очная процедура: для педагогов, аттестующихся первый раз (при педагогическом стаже менее 15 лет). Упрощенная процедура: для педагогов, аттестующихся впервые, имеющих высшее образование и стаж работы более 15 лет, или аттестующихся повторно. При очной и упрощенной процедуре результаты практической деятельности педагога, руководителя подтверждаются документами, которые собираются на работника в течение всего межаттестационного периода (до аттестационного). Заочная процедура. для педагогов и руководителей, аттестующихся повторно, при наличии положительной характеристики с описанием качественных и количественных изменений в деятельности работника за последние 5 лет (педагогический стаже не менее 15 лет), победителей национального проекта «Образование», победителей и призеров краевого конкурса «Учитель года».
Формы аттестации (приказ от СЭД от СЭД ) 1. По совокупности деятельности работника (анкета) Анкета представляется на бумажном носителе в печатном виде. Анкету подписывает непосредственный руководитель аттестующегося работника. Руководитель, подписавший анкету, несет ответственность за достоверность указанных в ней сведений. На анкете ставится печать. Приложения должны содержать копии документов, подтверждающих сведения, указанные в анкете. 2. Результативность участия в олимпиадах учителей- предметников, проводимых в Пермском крае. 3. Педагогический (управленческий) проект (СЭД от )
Электронное портфолио педагога Форма испытания, в ходе которого аттестуемый представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа. Портфолио может содержать: самоанализ практики профессионально-педагогической деятельности в межаттестационный (до аттестационный) период, отражающий совокупность профессиональных умений и устойчивых результатов труда; содержательные материалы (планы, доклады, публикации и др.) методических объединений, кафедр и других творческих профессиональных объединений, которыми руководит или в работе которых принимает участие аттестуемый; материалы педагогического (управленческого) опыта аттестуемого: разработки уроков, диагностических материалов (тестов, карточек индивидуальных заданий, контрольных и творческих работ и т.д.); документально зафиксированные результаты (материалы), характеризующие уровень личностного развития и творческих достижений учащихся (воспитанников): данные предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок, смотров, проведенных на республиканском, зональном, областном и муниципальном уровнях в до аттестационный (межаттестационный) период; диагностические документы, подтверждающие полноту выполнения образовательных (воспитательных) программ; выписки из заключений педагогических, ученых, специализированных экспертных советов об апробации и научно-практической значимости результатов работы аттестуемого; отчеты или доклады, отражающие опыт работы и личные достижения и т.д. М Материалы размещаются на сайте «Портфолио педагога»
Адрес сайта «Портфолио учителя"
Аттестация педагогических кадров в 2010 – 2011 году Прием документов на категории: - заявление (июнь по графику) - характеристика, экспертное заключение, аттестационные листы (1-5 число каждого месяца)
Аттестация педагогических кадров с января 2011 года Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (обязательная) Для всех кто не имеет квалификационной категории ( второй, первой или высшей) Аттестация на первую и высшую квалификационную категории По заявлению педагога (добровольная)
Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (обязательная) Проходит в форме письменного испытания ( тест) По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: - соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); - не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). С педагогами, не прошедшим обязательную аттестацию, трудовой договор может быть расторгнут
Аттестации не подлежат: -педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; -беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; - педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация на первую и высшую квалификационную категории Форма аттестации на первую категорию 1 этап тест (или экзамен в ВШЭ) 2 этап портфолио (электронное или бумажное) Форма аттестации на высшую категорию 1 этап тест (или экзамен в ВШЭ) 2 этап портфолио (электронное)
Требования к педагогам первой категории -Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической деятельности -Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания -Имеют стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ
Требования к педагогам высшей категории -Имеют первую квалификационную категорию (не менее чем 2 года) -Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической деятельности -Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания -Имеют стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях