Мастер-класс ИГРА ДЕБАТЫ – СУТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СУТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Автор Забавина С.В. учитель биологии высшей категории МБОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа 1» Тюльган – 2012
Цель: построить динамичную модель игры «Дебаты» Результатом нашей совместной деятельности станет модель проведения интеллектуальной игры дебаты
Что такое дебаты? Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Дебаты – это спор по установленному регламенту и правилам. Это интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить жюри в своей правоте и опыте риторики. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов. Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения.
Принципы дебатов 1) Уважение. В ходе дебатов не затрагивается личность участников, нельзя унижать участника за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, и лучшим оружием здесь могут быть только обоснованные аргументы. 2) Честность. Честность – стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. 3) Главное не победа, а участие. Основное значение дебатов – обогатить вас и одновременно доставить удовольствие. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа.
- Жить в большом городе лучше, чем жить в маленьком поселке?! 2 шаг. Определение темы актуальной для участников
3 шаг. Подбор, изучение и анализ основной литературы Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. Типы поддержки : - примеры - факты - статистика - цитаты и т.д. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Вариантами работы с основной литературой могут выступать схемы, таблицы, отражающие обе позиции.
4 шаг. Распределение ролей Непосредственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" и "Отрицания" – по три человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные играют роль «зрителей».
Порядок распределения мест в аудитории Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке: в начале аудитории по центру – председатель; справа от председателя – 3 человека команды «Утверждения» слева от председателя – 3 человека команды «Отрицания» с левой стороны от председателя или в центре – эксперты; в конце аудитории посередине – участники, не имеющие определенной точки зрения, – "зрители"
Критерии оценки (5,4,3 балла) «Утверждения""Отрицания" содержательность аргументов достоверность фактов умение задавать вопросы умение отвечать на вопросы красноречивость зрительный контакт соблюдение регламента Итого баллов шаг 5. Экспертная оценка ФИ эксперта…………………………….
6 шаг. Инструктаж о процедуре дебатов Судейская коллегия - состоит из нечетного числа судей – 3. По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательств этих аргументов.судейский протокол Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает. Секретарь – следит за соблюдением регламента дебатов и правил игры. Записывает время, использованное спикером и фиксирует продолжительность таймаутов. С помощью специальных сигналов секретарь предупреждает об окончании времени выступления. Председатель организует и проводит дебаты. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом
6 шаг. Инструктаж о процедуре дебатов Участие в дебатах «зрителей» «Зрители» - участники не имеющие определенной точки зрения, по ходу выступлений команд фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений.
Правила ведения дебатов Три участника команды высказывает в течение 2 минут свои аргументы в защиту тезиса. Итого: 2 команды по 2 минуты. = 4 минуты Каждая команда задает по одному вопросу команде отстаивающей противоположную точку зрения? (время на вопрос 1 минута) Итого: 2 команды по 1 минуте =2 минуты Отвечать начинает команда выступавшая первой. Команды отвечают на вопросы. Время на ответ 1 минута. Итого: 2 команды по 1 минуте=2 минуты Выступление «зрителей». Время на выступление – 1 минута от каждой стороны Итого: 2 команды - 2 минуты Каждая команда подводит итог (выступает 1 спикер – время 1 минута Итого: 2 команды по 1 минуте=2 минуты Итоги дебатов подводят эксперты. Время на выступление экспертов – 1 минута Итого: 2 команды 2 минуты Предполагаемое время проведения дебатов –14 минут
II ЭТАП - ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ 1 таймаут. Выступление команд Две команды – "Утверждения" и "Отрицания" – по три человека, которых традиционно называют спикерами. Первый спикер команды "Утверждения" формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. Оратор от оппозиции "Отрицания» формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Вторые номера приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса); Третьи номера формулируют контраргументы и поддержки;
2 таймаут. Вопросы Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одно умение, которое формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным.
Выступление «зрителей». Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений.
3 таймаут - команда подводит итог Каждая команда подводит итог (выступает 1 спикер) 1 спикер подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.
Выступление экспертов Эксперты подводят итоги по следующим критериям: содержательность аргументов; достоверность фактов; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы; красноречивость; зрительный контакт; соблюдение регламента Каждый критерий оценивается в баллах (5,4,3) Максимальный бал команды – 35 баллов
III этап - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Голосование и обсуждение По окончанию дебатов проводится голосование, в котором «зрители» высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Организация дебатов Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение. Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги: 1. знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов; 2. определение исходного тезиса дебатов; 3. подбор, изучение и анализ основной литературы;. разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов; 4. распределение ролей; 5. разработка экспертами критериев оценки; 6. индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов. Продолжительность подготовки не более недели
Модель интеллектуальной игры дебаты 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг I подготовка 1 таймаут 2 таймаут 3 таймаут II проведение игры голосование и обсуждение III подведение итогов игры
Игру «Дебаты» можно использовать уроках естественного цикла в старшем звене, на родительских собраниях, часах общения, педсоветах …
Источники информации 1t9d1xt6jxYbAgxsspcN0tL1mlq3iM2YK8D1ZwX99OlEhttp://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQXA9s- 1t9d1xt6jxYbAgxsspcN0tL1mlq3iM2YK8D1ZwX99OlE – картинка дебаты bih=598&tbm=isch&prmd=ihttp:// bih=598&tbm=isch&prmd=i – картинка рукопожатие m=isch&tbnid=DK-GwBbVZ1http:// m=isch&tbnid=DK-GwBbVZ1 – картинка беседа xgaJAtZuWD0sfi52whttp://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlLxKJ-q0dJhl7bGSKekmjUq_coE1H49q5- xgaJAtZuWD0sfi52w – участники - уважение - уважение 6kAN5Z0g7Tktd0lsAO2ZUEhad1D5TGlNhttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ5xcDOr6qdJiQBX_w- 6kAN5Z0g7Tktd0lsAO2ZUEhad1D5TGlN – участники 012&bih=598&tbm=isch&tbnhttp:// 012&bih=598&tbm=isch&tbn - эксперты jpg - участники дебатов 0%25B8%25D0%25BD%25Dhttp://1.bp.blogspot.com/_vkwl1HbsKmg/TVEcDrjBOhI/AAAAAAAABxo/xx16stf7LrQ/s1600/%25D 0%25B8%25D0%25BD%25D - ключ html html Учебное пособие по игре 'Дебаты' имени Карла Поппера