Научно- исследовательская работа по теме: «Условия, необходимые для прорастания семян»
Цели исследовательской работы: на основе опытов выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян, научиться наблюдать за опытами и объяснять результаты. на основе опытов выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян, научиться наблюдать за опытами и объяснять результаты.
Задачи исследования: - заложить опыты, выясняющие условия прорастания семян; - заложить опыты, выясняющие условия прорастания семян; - вести наблюдения за ходом опытов; - вести наблюдения за ходом опытов; - провести сравнительный анализ полученных результатов; - провести сравнительный анализ полученных результатов; - проверить научные утверждения о том, что вода, воздух, свет и тепло необходимы для прорастания семян; - проверить научные утверждения о том, что вода, воздух, свет и тепло необходимы для прорастания семян;
Объект исследования: - опыты, выясняющие условия прорастания семян - опыты, выясняющие условия прорастания семян
Предмет исследования: - семена фасоли - семена фасоли
Методы исследования: Практическая работа - эксперимент (наблюде-ние, осуществляемое в специально созданных ус-ловиях); - эксперимент (наблюде-ние, осуществляемое в специально созданных ус-ловиях); - сопоставление результа-тов заложенных опытов; - сопоставление результа-тов заложенных опытов; Теоретическая работа - работа с дополнительной литературой; - работа с дополнительной литературой; - систематизация материа-ла; - систематизация материа-ла; - обобщение темы научной работы, на основании чего и делается вывод; - обобщение темы научной работы, на основании чего и делается вывод;
Начало эксперимента: г. Я взял 4 одинаковые баночки и до половины наполнил их сухим чистым песком. Пронумеровал их и положил в каждую по 5 одинаковых сухих семян фасоли. Посадил несколько семян, так как некоторые из них могут не прорасти. Я взял 4 одинаковые баночки и до половины наполнил их сухим чистым песком. Пронумеровал их и положил в каждую по 5 одинаковых сухих семян фасоли. Посадил несколько семян, так как некоторые из них могут не прорасти.
В баночки 1, 2, 3 налил столько воды, чтобы она покрывала семена примерно наполовину. Затем поставил баночку 1 в холодильник при t=3С. В баночки 1, 2, 3 налил столько воды, чтобы она покрывала семена примерно наполовину. Затем поставил баночку 1 в холодильник при t=3С.
А баночки 2 и 3 – в хорошо освещённое тёплое место, например, на стол. Баночку 2 оставил открытой, а 3 закрыл чёрным непрозрачным пакетом, чтобы создать в ней полную темноту. Рядом с ними поставил баночку 4, в которой семена и песок остались сухими. А баночки 2 и 3 – в хорошо освещённое тёплое место, например, на стол. Баночку 2 оставил открытой, а 3 закрыл чёрным непрозрачным пакетом, чтобы создать в ней полную темноту. Рядом с ними поставил баночку 4, в которой семена и песок остались сухими.
На второй день, эксперимента, , я заметил в пробах 2 и 3 на песке бугорки – это произошло оттого, что семена набухли. На второй день, эксперимента, , я заметил в пробах 2 и 3 на песке бугорки – это произошло оттого, что семена набухли.
Через два дня, , в пробе 2 стали заметны у четырёх семян корешки, а в пробе 3 – корешок у одного семени. Корешки имеют длину до 1-ого см. Пробы Через два дня, , в пробе 2 стали заметны у четырёх семян корешки, а в пробе 3 – корешок у одного семени. Корешки имеют длину до 1-ого см. Пробы 1 и 4 остались без изменения.
На третий день, , в пробе 2 появились два проростка из пяти семян, с крепкими стебельками и нежно-зелёными листочками, так как на свету в листьях и молодых стеблях образуются зелёные пластиды, содержащие зелёный пигмент – хлорофилл. Проростки от 1 до 1,5 см в высоту. На третий день, , в пробе 2 появились два проростка из пяти семян, с крепкими стебельками и нежно-зелёными листочками, так как на свету в листьях и молодых стеблях образуются зелёные пластиды, содержащие зелёный пигмент – хлорофилл. Проростки от 1 до 1,5 см в высоту.
В пробе 3 появился один проросток. Из-за отсутствия света, он вытянулся на 15 см в высоту. На тонком неустойчивом стебле хилые, бледно-жёлтые листочки, не содержащие хлоропластов. В пробе 3 появился один проросток. Из-за отсутствия света, он вытянулся на 15 см в высоту. На тонком неустойчивом стебле хилые, бледно-жёлтые листочки, не содержащие хлоропластов.
Через пять дней, , в пробе 2 появились ещё три проростка. Ясно видны зелёные листочки, пробивающиеся к свету. Все пять семян дали всходы, только в разное время. Семена могут иметь разную всхожесть. Через пять дней, , в пробе 2 появились ещё три проростка. Ясно видны зелёные листочки, пробивающиеся к свету. Все пять семян дали всходы, только в разное время. Семена могут иметь разную всхожесть.
А в пробе 3 тоже появились ещё два проростка. Но лишённые света, они не такие крепкие и зелёные, как в пробе 2. А в пробе 3 тоже появились ещё два проростка. Но лишённые света, они не такие крепкие и зелёные, как в пробе 2.
Ещё через четыре дня, , в пробе 2 я отметил следующие изменения: все пять проростков фасоли заметно выросли, стебли и листочки имеют ярко зелёный цвет, в верхней части стебля некоторых проростков видны новые листочки и цепляющиеся усики. Ещё через четыре дня, , в пробе 2 я отметил следующие изменения: все пять проростков фасоли заметно выросли, стебли и листочки имеют ярко зелёный цвет, в верхней части стебля некоторых проростков видны новые листочки и цепляющиеся усики.
В пробе 3 выросли только три проростка с совершенно противоположными признаками, чем в пробе 2: им явно не хватало света, поэтому у них нет ясно выраженных листочков, крепких стеблей, они бесцветны. В пробе 3 выросли только три проростка с совершенно противоположными признаками, чем в пробе 2: им явно не хватало света, поэтому у них нет ясно выраженных листочков, крепких стеблей, они бесцветны.
Анализ результатов проделанных опытов Эксперимент длился 17 дней. Я сравнивал семена фасоли, находившиеся в разных условиях. По результатам сравнения видно, что влажность, свет и тепло влияют на прорастание семян. Пробы 1, 4 остались без изменения, т.к. семена в них всегда были сухими и в холоде. Но я выяснил, что семена прорастают даже в темноте, как в пробе 3. Проросткам в пробе 3 мешало только отсутствие света, поэтому они сильно вытянулись, стебли стали бесцветными, неустойчивыми, листья не сформировались. А вот семена в пробе 2 тронулись в рост, появились зелёные крепкие проростки. Они получали все необходимые для этого составляющие – свет, тепло, влагу.
Актуальность исследования: данная работа прививает любовь к труду, учит терпению, позволяет формировать научное мировоззрение, осуществлять связь теории с практикой и с жизнью. данная работа прививает любовь к труду, учит терпению, позволяет формировать научное мировоззрение, осуществлять связь теории с практикой и с жизнью.
Литература 1). Биология: Справ. материалы. Учеб. пособие для учащихся /Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев. – М.: Просвещение, ). Биология: Справ. материалы. Учеб. пособие для учащихся /Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев. – М.: Просвещение, ). Природоведение: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Б.Ф. Сергеев, М.Ю. Тиходеева, О.Н. Тиходеев. – М.: АСТ: Астрель, ). Природоведение: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Б.Ф. Сергеев, М.Ю. Тиходеева, О.Н. Тиходеев. – М.: АСТ: Астрель, 2007.