Кондаков Александр Михайлович, руководитель проткта Проткт « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные идеалы демократического общества Социальная справедливость, равенство возможностей Благосостояние Безопасность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 1
Образование - ведущая социальная деятельность общества Формирование российской идентичности как условие развития личности обучающегося повышения конкурентоспособности человеческого капитала укрепления российской государственности Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 2
Вызовы времени Кризис российской идентичности Сохраняющиеся риски распада России Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений Снижение качества образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 3
С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности 4
Отношение россиян к многонациональному характеру России 5
Стратегические цели системы образования Обеспечение консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства) Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 6
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Гражданская идентичность Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Национальнот согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 7
Стандарт выступает как Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 8
Cтандарт обеспечивает переход от предмета центрированной модели к личностно центрированной к субъект-субъектным отношениям к открытой образовательной среде к ориентации образования на достижение ожидаемых результатов Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 9
«Экономика, основанная на знаниях» Знаю что Знаю почему Знаю кто Знаю как Формирование компетентности по освотнию новых компетенций Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 10
Отличительные особенности стандарта второго поколения Результаты образования Личностные Мета предметные Предметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» 1
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Отличительные особенности стандарта второго поколения: стандарт как общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальнот единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность 1212
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образовательных программ К результатам освотния основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Отличительные особенности стандарта второго поколения: стандарт как совокупность трех систем требований 1313
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 14 ТРЕБОВАНИЯ Ядро содержания образования БОП Программы развития УУД Примерные (базисные) программы Программы воспитания и социализации Модели оценивания Другие материалы Требования к структуре основных образовательных программ
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Требования к условиям реализации основных образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ Кадры Учебно- материальная база Информа- ционнот обеспечение Финансово- экономические ресурсы Сан ПиНы, МЧСДругие материалы 1515
Требования к результатам освотния основных образовательных программ Общие требования Требования к начальному образованию Требования к основному образованию Требования к среднему (полному) образованию Требования к системе оценивания 1616
Требования стандартов и образовательный процесс Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 16 Финансы Кадры Мат-тех база Инфраструктура Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образовательных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальнот ядро содержания Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК ТТТТТТ Базисный
Базисный образовательный план начальной школы 17 Учебные предметы / классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Инвариантная часть Русский Чтение Иностранный Математика Окружающий мир Музыка Худ.труд Физ.культура ИТОГО
Базисный образовательный план начальной школы. Внеучебная деятельность 18 направления / классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Спортивно- оздоровительнот Художественн о- эстетическот Научно- познавательный от Вотнно- патриотический от Общественно- полезная деятельность Протктная деятельность ИТОГО 10 40
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Знаниевый компонент Историко-географический образ России Социально-политическот устройство Знания о свотй этнической и региональной принадлежности Культурнот и научнот наследие России Мировот культурнот и научнот наследие Ориентация в системе морально- нравственных норм и ценностей Основы здорового и безопасного образа жизни Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 19
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Ценностный и эмоциональный компоненты Гордость за Родину Принятие этнической идентичности Толерантность Уважение личности, нетерпимость к насилию Уважение ценности семьи, безопасности, здоровья, окружающей среды Сформированность морально- нравственной самооценки Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 20
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Деятельностный компонент Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций Выполнение норм и требований школьной жизни Умение вести диалог, разрешать конфликты Следование моральным и нравственным нормам Участие в общественной жизни Умение строить жизненные планы Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 21
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Факторы отбора содержания образования Обеспечение гражданского, нравственного воспитания, формирования ценностных ориентиров и убеждений Направленность на социализацию учащихся (формирование основ реализации социальных ролей, базовых коммуникативных, политических и социальных компетенций) 22
Факторы отбора содержания образования Интеграция в школьные курсы истории, обществознания, географии комплекса социально-гуманитарных наук (экономика, право, политология, социология, культурология) с целью формирования российской идентичности как целостности личности в ее мировоззрении, ценностно-смысловых установках, знаниях и готовности к деятельности Организация учебно-познавательныйой деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, поиск и постижение социального и духовного начала свотй Родины и народа Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 23
Роль отечественной истории в формировании российской идентичности Этническот самосознание Гражданскот самосознание Формирование мировоззренческих, ценностно-смысловых установок личности Открытость к диалогу культур Религия и религиозная культура в жизни общества Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 24
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения политикам? Оценка состояния и тенденций развития систем образования уровень сбалансированности потребностей уровень готовности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни уровень образованности и компетентности выпускников начальной, основной, средней школы состояние ресурсной обеспеченности системы образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 25
Ориентиры и приоритеты при отслеживании достижений целей образования (планируемых результатов) отборе содержания образования и организации образовательного процесса организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Что даст введение стандарта и системы его сопровождения педагогам- практикам? 26
Ориентиры и приоритеты при организации образовательного процесса и условий его осуществления предъявлении требований к ожидаемым результатам обучения ученика организации системы непрерывного образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Что даст введение стандарта и системы его сопровождения родителям? 27
Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 28
Обсуждение Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 29
Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Спасибо за внимание! Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 30