Портфолио педагога 1.Примерная структура 2.Порядок защиты 3.Критерии оценки
Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются, систематизируются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности. Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Портфолио позволяет учитывать и комплексно оценивать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, инновационной, методической, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио это набор работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений педагога это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности
Портфолио педагога как: -технология методической работы (аккумулирование, систематизация сведений, отражающих достижения педагога); -объект оценивания в рамках профессиональных конкурсов, конкурных отборов и др.; -объект оценивания в процессе аттестации (государственной аккредитации)
Виды портфолио: -портфель профессиональных достижений (лист достижений) -методический портфолио; -конкурсный портфолио и др.
Портфолио позволяет педагогу: -реально, комплексно представить результаты своего труда; -увидеть свои резервы; -иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Примерная структура портфолио педагога Титульный лист Наименование образовательного учреждения ПОРТФОЛИО учителя __________________ (наименование предмета) ____________________________ (фамилия, имя, отчество) Курган, 2009
Оглавление (содержание)
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. Важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории.
Раздел I. Общие сведения о педагоге: ФИО педагога, год рождения; образование; специальность, квалификация, наименование ОУ, которое окончил педагог (копия документов об образовании прилагается); квалификационная категория (копия аттестационного листа прилагается); ученая степень, ученое звание (копии документов прилагаются) почетные звания, награды (копии документов, подтверждающих присвоение прилагаются) ; стаж педагогической работы и стаж работы в данном ОУ; предметы, преподаваемые учителем, указание классов, в которых работает педагог; нагрузка (учебная и внеучебная); сведения о выполнении функций классного руководителя (возможно размещение фотографии педагога)
Раздел II. Инновационно-методическая деятельность педагога 2.1. Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и послевузовском образовании тема самообразования и материалы по ней; название творческой группы (ВНИКа), в которой работает (работал) педагог, тема по которой работал педагог и материалы по ней; работа в составе методических объединений педагогов; сведения об участии в курсах повышения квалификации (название курсов, сроки обучения, часы, прилагается документ); сведения о профессиональной переподготовке (сроки обучения, прилагается документ); сведения послевузовском профессиональном образовании (обучение в аспирантуре, соискательство, сроки обучения, наличие ученой степени прилагается документ)
2.2. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта разработка и реализация авторских концепций, проектов, моделей, программ и др. (вид творческой работы, тема, направление, идея); -наличие собственных методических разработок, контрольно- измерительных материалов, средств педагогической диагностики; -(название работы, тема, объем, сроки выполнения); -наличие публикаций (библиографическое описание), материалов, размещенных на сайтах в сети INTERNET; -наличие собственного сайта, персональной страницы на официальных сайтах; -участие в проведении курсов повышения квалификации, стажировок, авторских школ, мастер-классов, конференциях, педчтениях, «круглых столах», семинарах (форма представления опыта, уровень, сроки);
-участие в инновационной (экспериментальной, внедренческой) деятельности, пилотных и социальных проектах, работе на опорных площадках (форма участия, содержание деятельности, результативность); -участие в профессиональных конкурсах, грантах ( название, уровень, срок, результат) -документы, подтверждающие обобщение опыта (модульная анкета обобщения опыта или др.) Участие в экспертно-аналитической, нормотворческой деятельности участие в экспертно-аналитической деятельности, работа в составе жюри, надзорных мероприятиях, мониторинге и др.; -участие в подготовке нормативных и стратегических документов (положений, проектов приказов, концепций и др.) Использование инновационных образовательных технологий - название используемой технологии; -классы в которых используется технология; -обоснование применения; -имеющийся или прогнозируемый результат
К разделу прилагаются: -грамоты; -дипломы победителей, лауреатов и участников конкурсов; -благодарственные письма; -сертификаты; -гранты (документы на получение); - отзывы о работе коллег, родителей, выпускников, руководителей разных уровней, отзывы о взаимодействии; -рецензии; -копии экспертных заключений, материалы по итогам внутришкольного мониторинга, контроля, внешних надзорных мероприятий и др., -рекомендательные письма; -резюме; - творческие работы, выполненные на курсах повышения квалификации;
-модели, технологические карты, поурочные планы уроков, разработки открытых уроков; -записи уроков на электронных носителях; проекты с использованием ИКТ; обучающие программы, презентации к урокам мультимедийные разработки педагога; - методические разработки, дидактические материалы, тексты публикаций, докладов; творческие отчеты; -программы преподаваемого курса, кружков, факультативов, элективных курсов; -контрольные измерительные материалы, анкеты; -программы итоговых и промежуточных аттестаций; - контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем; - программы проведения предметных недель, задания для олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов; -сценарии внеклассных мероприятий; -фотографии
3. Результаты педагогической деятельности Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период результаты успеваемости (образовательных достижений) по итогам промежуточной и итоговой аттестации (средний балл по ступеням и показатели качества); результаты сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций; организация и результаты внеучебной деятельности (описание системы внеучебной деятельности по предмету, показ ее компонентов, содержания, используемых технологий; описание результативности системы внеучебной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений обучающихся; система и результаты работы с одаренными обучающимися;
результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях, соревнованиях и др.; количество и качество рефератов, творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся; поступление в учреждения высшего и среднего профобразования; результаты выполнения функций классного руководителя (описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы; анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах: динамика уровня воспитанности, коммуникативной компетентности обучающихся; участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив. Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества
К разделу прилагается: - протоколы олимпиад, конкурсов, программы конференций; - творческие, научно-исследовательские работы, проекты, рефераты обучающихся; -копии справок по результатам срезов, мониторинга; -аналитические материалы; -рейтинг обучающихся и др.; -фотографии.
Рекомендуемый объем портфолио, представляемый для защиты в рамках квалификационных испытаний - от 30 до 100 листов Портфолио представляется аттестуемым в соответствующую квалификационную комиссию не позднее чем за 1 неделю до квалификационного испытания. Члены квалификационной комиссии знакомятся с содержанием портфолио. Они рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается: соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности; общая оценка работы; другие позиции по усмотрению рецензента.
Для презентации портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период - аттестуемому отводится минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов. Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса. Председателем квалификационной комиссии зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.
Оценка представленного аттестуемым портфолио производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «-»). Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что: 1) учитель: - ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с методическими структурами и другими учреждениями; - использует на уроках различные методы и формы работы; - учитывает при взаимодействии с обучающимися их индивидуальные особенности; - знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся; 2) познавательная активность обучающихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п.; 3)внеклассная работа по предмету проводится системно; 4) учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.
При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель). При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне района, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.
Презентация портфолио