НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ». МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».
ЦЕЛЬ: обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности. осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
ЭПИГРАФ: ЭПИГРАФ: «Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена». «Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена». Из книги В.Г. Кротова «Массаж мысли». Из книги В.Г. Кротова «Массаж мысли».
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Нет неправильных мнений. Нет неправильных мнений. Когда один говорит – другие слушают. Когда один говорит – другие слушают. Никто ни к кому не присоединяется. Можно сказать то же самое, но другими словами. Никто ни к кому не присоединяется. Можно сказать то же самое, но другими словами.
У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение? Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?
ЦЕНАЦЕННОСТЬ 1 Это материальные предметы (шуба, машина) Это материальные предметы (шуба, машина) Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) 2 Существует за пределами человека, независимо от него. Существует за пределами человека, независимо от него. Существует в отношении человека к чему-либо. Существует в отношении человека к чему-либо. 3 Цена подвергается захвату и насилию. Цена подвергается захвату и насилию. Ценность нельзя захватить. Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти. 4 Цена исчерпаема. Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается. Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. 5 При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному) При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному) При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две) При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две) 6 Цена всегда заменима (товар – товар) Ценность незаменима.
Создавая ценности, мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, если ценна картина, или пленку, фотобумагу, если – фотографии близких. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все. А нам хочется с семгой, с икрой. Важно не подчинить жизнь культу еды. Создавая ценности, мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, если ценна картина, или пленку, фотобумагу, если – фотографии близких. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все. А нам хочется с семгой, с икрой. Важно не подчинить жизнь культу еды.
Игра «Купи – продай». Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену. Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену. Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы. Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.
Названия вещей: печатная машинка дедушки, печатная машинка дедушки, бутерброд с красной икрой, бутерброд с красной икрой, кошка, живущая в доме 10 лет, кошка, живущая в доме 10 лет, старое военное фото бабушки и дедушки, старое военное фото бабушки и дедушки, медали деда-фронтовика, медали деда-фронтовика, норковая шуба, норковая шуба, 1 кг конфет «Белочка». 1 кг конфет «Белочка».
Вывод: Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе, Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе, цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах. цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах. Есть вещи, которые не продаются – они дороги как память. Есть вещи, которые не продаются – они дороги как память. В крайнем случае, можно отдать в музей. В крайнем случае, можно отдать в музей.
Игра «Я – волшебник» «Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме могу поменять все неживое, но я добрый волшебник, поэтому одну-единственную вещь я могу оставить неизменной. Выбирайте, какую». «Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме могу поменять все неживое, но я добрый волшебник, поэтому одну-единственную вещь я могу оставить неизменной. Выбирайте, какую».
Вещи, которые ребята не поменяли бы никогда: фотографии близких, фотографии близких, письма от матери, письма от матери, видеокассеты с записями своего детства и событий из жизни семьи видеокассеты с записями своего детства и событий из жизни семьи
Легенда В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились. В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Вопросы учащимся: Многого ли достигла в жизни эта старушка? Многого ли достигла в жизни эта старушка? Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни? Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни? Каковы были ее жизненные ценности? Каковы были ее жизненные ценности?
Минута откровения За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы можете сравнить с поступками старушки, а о каких вам не хотелось бы вспоминать. За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы можете сравнить с поступками старушки, а о каких вам не хотелось бы вспоминать.
Закончите фразу: Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Человек – неудачник – это человек, который… Человек – неудачник – это человек, который… Если человек не имеет ….., то он не состоялся.( прожил жизнь зря) Если человек не имеет ….., то он не состоялся.( прожил жизнь зря) Если человек имеет….., то он состоялся. Если человек имеет….., то он состоялся.
Благодарим за внимание!