Двадцать четвёртое января. Классная работа.
Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилёг к плетню. Держат липы в зелёных лапах Птичий гомон и щебетню. С.Есенин
Тема урока: «Средства выразительности языка» ?Что уже знаем об этом?
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь ДЗ
Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах "Выразительные средства языка».
Синквейн Средства выразительности Красивые, живые (необычные …) Украшают, описывают, имитируют «Богатство языка… богатство мыслей». (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы) Средства выразительности Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) «Богатства русского языка неизмеримы…» (К.Г.Паустовский). Проблема
Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. – Какую поставим перед собой цель и задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)
Цель: правильно выполнять задание В8 во время работы с тестами: знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте.
Задачи: Повторить термины; Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности; Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн ВТ
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф. По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления. По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Кроссворд «Стилистические фигуры» градация эпифора параллелизм инверсия умолчание антитеза оксюморон
Кроссворд «Тропы» эпитет литота сравнение антономазия аллегория гипербола метонимия перифраза
Объяснить схему, проиллюстрировать примерами
Оцените себя. В чём испытывали затруднения?
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский ВПЗ
Русский язык язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме ИЗ
Ответы теста В4:8,1,3,7 В5:6,7,8,9 В6:9,8,4,3
Оцените работу Выскажите своё мнение.
Работа с текстом 1. Выразительное чтение текста: (1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи… (9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия "экология культуры". (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной. (13)Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. (18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. Скворцову)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев
Рефлексия правильно выполнять задание В8 во время работы с тестами: знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте. В чём испытывали затруднения? Насколько достигли цели? Что запомнилось больше всего? Какое высказывание о языке запомнилось?
Домашнее задание Используя произведения поэтов 19 века, найдите и продемонстрируйте средства выразительности языка
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примера, течет как гордая, величественная река шумит, гремит и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин
Самоанализ урока.
Тема урока « Средства выразительности языка». Тема урока была сформулирована учащимися.
Тип урока: Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Вид : урок – практикум.
Целеполагание. Поставить цель – значит предсказать результат деятельности.
Приёмы целеполагания. 1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. Какой приём использовала я? Какие ещё можно было использовать приёмы? 2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока.
Формулировка цели через результат учебной деятельности Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической(диагностичной, диагностируемой или операциональной).
Методические рекомендации. практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метро предметности)необходимо записать на доске. При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна (результатов, записанных через умения может быть несколько). В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого – сформулировать свои образовательные задачи. Все рекомендации на уроке были учтены.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Все приёмы целеполагания строятся на диалоге. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным..
Выводы: Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся; Цели должны конкретизировать уровень усвоения содержания.
Технологии: КСО, ИКТ Главной моей задачей при подготовке к учебному занятию являлось создание таких психолого-педагогических условий, в которых каждый обучающийся не только чувствовал бы себя комфортно, но и занимался саморазвитием в ходе овладения знаниями. Чтобы создать условия, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении, я использовала различные формы и методы работы, благодаря чему был разбужен интерес обучающихся, у них возникло желание продвинуться в развитии. Методы обучения, используемые на уроке, представляли не только глубину раскрытия учебного содержания, но и проявляли личность ученика, диалог между ними.
Осуществлялся коммуникативно- деятельностный подход. Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний, а в проектировании организации управлении учебной деятельностью. Деятельность учителя заключалась не в «передаче» знаний, а в проектировании организации управлении учебной деятельностью. Вся деятельность на уроке была выстроена на диалоге.
Интегрированный подход ( связь с литературой). Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности: давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
Формирование универсальных учебных действий на уроках различного типа Тип урока Формируемые УУД метапредметные результатыличностные результаты Урок постановки учебной задачи Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения учебной задачи Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок моделирования и преобразования модели Познавательные: знаково- символические. Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок контроля и оценки Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии.
В течение урока создавала такие условия (учебные ситуации), которые провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения: исследование поэтического текста, решение кроссворда, чтение схем, выполнение тестовых заданий, предъявление проблемных заданий, пыталась столкнуть мнения учеников.
В основу содержания обучения было положено совершенствование устной и письменной речи обучающихся, подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Главным фактором на уроке являлся ученик. Общая атмосфера и образовательная среда способствовали совершенствованию коммуникативных навыков обучающихся.
Осуществлялись принципы: свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Необходимо обязательно разрабатывать урок, учитывая пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания в классной «комнате» 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. 5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Выводы. 1. Мной были созданы условия, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии. 2. Учитель являлся организатором и помощником учебно – познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом. 3. Субъектная роль ученика включала свободу выбора уровня обучения, его темпа. 4. Учебный процесс был организован через диалог.
Считаю, что удалось частично реализовать поставленные цели и задачи. Мы ещё в 10 классе – время до экзамена есть.
Недостатками урока считаю: Все ли работали на уроке? Имели ли место потери времени?