Иван Егорович СТАРОВ
СТАРОВ Иван Егорович СТАРОВ Иван Егорович [12 (23) февраля 1745, Петербург 5 (17) апреля 1808, там же], русский архитектор. Один их основоположников классицизма в русской архитектуре. Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым, с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию. Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В преподавал в Академии художеств, среди учеников А. Д. Захаров. В главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. Одна из первых самостоятельных работ дворец графа А. Г. Бобринского, незаконного сына Екатерины II, в Богородицке близ Тулы. В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен ( ), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Надвратную (Скорбященскую) церковь ( ). В 1786 году перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца. С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре Некрополе 18 в.
Таврический дворец
Шедевр строгого классицизма, ставший прототипом множества русских усадеб, создан в годах по проекту И. Е. Старова. Дворец строился для фаворита Екатерины II, всесильного вельможи Г. А. Потемкина, удостоенного титула князя Таврического за присоединение к России Крыма – древней Тавриды. Центральный двухэтажный корпус и одноэтажные крылья дворца охватывают широкий курдонёр. На средней оси выступает стройный шести колонный портик дорического ордера, а за ним возвышается пологий купол. Пространственная композиция портика с отнесенными от стены колоннами – излюбленный прием строгого классицизма, ранее редко встречавшийся в петербургской архитектуре. Пластика ордерных форм усиливает свое звучание в контрастном сопоставлении с простыми объемами корпусов, с ровными полями гладких оштукатуренных стен, прорезанных окнами без наличников. Стены окрашены в желтый цвет, элементы ордера – в белый. Такая расколеровка станет наиболее популярной в петербургском классицизме. Внешний облик дворца полон строгого благородства и вместе с тем – мягкого лиризма, спокойного уюта. Изысканно скромный снаружи, он поражал внутри величественным масштабом парадных интерьеров, где устраивались пышные празднества. Главная анфилада ориентирована перпендикулярно фасаду. Восьмигранный купольный зал связан открытыми порталами с вестибюлем и грандиозной Большой галереей (Белоколонным залом), обведенной рядами колонн ионического ордера. Завершал анфиладу громадный зимний сад, раскрытый высокими окнами в пейзажный Таврический сад, устроенный Старовым совместно с садовым мастером В. Гульдом позади дворца. Архитектор с исключительными смелостью и новаторством сформировал интегрированное динамичное пространство анфилады, плавно переходящее в окружающую ландшафтную среду. В годах зимний сад был перестроен под зал заседаний Государственной думы. Первоначально дворец смотрел главным фасадом прямо на Неву, перед ним была устроена гавань. В 1860-х годах на этом месте была сооружена Центральная водопроводная станция.
Троицкий собор
Троицкий собор ( ; архитектор И. Е. Старов) является композиционным центром ансамбля Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Крестообразное в плане здание разделено на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчано мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию храма включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и шестиколонным портиком дорического ордера. Фасады украшены пятью барельефными панно (скульптор Ф. И. Шубин), пилястрами и филенками. Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. В убранстве интерьера широко используются колонны коринфского ордера с пышными позолоченными капителями. В соборе хранятся мощи князя Александра Невского. В годах были проведены реставрационные работы, включавшие воссоздание росписей 1806 и скульптуры.