Агрессия и агрессивность. Понятие, виды, рекомендации педагогам.
Что такое агрессия? Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – врожденное и неотъемлемое свойство любого человека. Агрессия – внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам.
Виды агрессии Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица
Вербальная агрессия выражение негативных чувств через крик, визг, так и через словесную форму (угрозы, проклятия, оскорбления)
Косвенная агрессия Прямая агрессия действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (топанье ногами, битье кулаками по столу) направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение (открытое хамство, применение физической силы)
Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся результата, ребенок громко требующий от матери, чтобы она купила игрушку) выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба другому человеку (школьник, который обиделся на одноклассника и избил его) Целевая (мотивационная) агрессия
Аутоагрессия Гетероагрессия Аутоагрессия Гетероагрессия направлена на себя (самоуничижение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания) направлена на окружающих (побои, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика)
Что такое агрессивность? Если агрессия рассматривается как отдельные действия, поступки, то агрессивность – относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонности воспринимать поведение другого как враждебное.
Признаки агрессивности Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными. во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие: легко теряют контроль над собой; легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, швыряют и ломают предметы); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры. Физические: страдают головными болями, мускульным напряжением; страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением. отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого- либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); переключение внимания, предложение какого- либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). ("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
5. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; использование юмора; признание чувств ребенка. признание чувств ребенка.
7. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его Нельзя!. если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его Нельзя!.
8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; еще больше портит; придумать новые приемы придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!