Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С.Пушкин
Древнерусская литература X-XIII вв. Русская литература XVIII вв. Русская классическая литература XIX вв. XVII – начало XVIII в. Западно-европейский классицизм Золотой век русской литературы ?
Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Русская литература XVIII века Период Характерные черты Имена I. Литература Петровского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы Феофан Прокопович Становление новой литературы II – 1750 гг.Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский М.В.Ломоносов А.П.Сумароков III – пер.пол х годов Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма А.И.Майков М.Д. Чулков Н.И.Новиков В.В.Тузов М.М.Херасков IV. Последняя четверть века Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И.А.Крылов Н.М. Карамзин И.И.Дмитриев
Классицизм ( от лат. Classicis)– художественный стиль и эстетическое Направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XVIII в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Истоки мирового классицизма – во Франции XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало. Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласии с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить её легко и разом; рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему. Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жёсткий. Вы новое лицо ведёте на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остаётся он всегда самим собой. Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Правдин)
Основное свойство – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе этики – принцип рационализма и «подражания природе» Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – подражание природе, где всё ясно, чётко подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio – разум)
Характерные черты классицизма: - Культ разума; - Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; - Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; - Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; - Человеческие черты обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; - Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; - Подчеркивается объективность повествования; - Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Для классических пьес характерна «система амплуа». Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник) резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую позицию происходящего; субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на любовный треугольник: героиня герой-любовник второй любовник В конце комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трёх единств обусловлен требованием подражания природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечёт; Лишь в этом случае оно нас увлечет единство времени : действие развивается не более суток; единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, т.е. не должно быть побочных действий, персонажей.
Требования к композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в 3 – кульминация, в 4 – развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Чёткое деление на высокие и низкие жанры. Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕНИЗКИЕ В них отражалась общественная жизнь, история; действовали герои, полководцы, монархи. Также использовались мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна была идея служения государству, выполнения гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь). Трагедия, эпопея, ода. В них описывалась повседневная жизнь обычных людей. Допускалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня.