Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности
Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Состояние и качество образования; Состояние и качество образования; Уровень образованности в обществе; Уровень образованности в обществе; Культура организации образования в конкретной школе; Культура организации образования в конкретной школе; Мастерство отдельного педагога. Мастерство отдельного педагога. Показатели педагогической культуры:
Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), Общую эрудицию, творческий потенциал в целом.
Этап формирования стиля (стаж до 6 лет): -Низкий материальный уровень; -Нагрузка менее 30 часов; -Недостаток опыта и знаний; -Желание самоутвердиться; -Сложный период приспособления к нормам и принципам школы; -Перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного.
Главные вопросы: 1. Как добиться взаимопонимания с учащимися? 2. Как завоевать авторитет в глазах учеников? 3. Что значит найти свое место в педагогическом коллективе? 4. Как вести себя в каждом конкретном случае?
Этап профессиональной зрелости 1)От 7 до 15 лет стажа – стабильный период; 2)От 16 до 25 лет стажа – период лидерства и мастерства
Стабильный период: -Профессия – главный смысл деятельности; -Завышенное количество времени, отданного работе
Главные вопросы: -Что я сделал? -Неужели это будет моей жизнью и впредь? -Я должен…
Общие проблемы: -К-Коммуникативные нагрузки; -С-С учениками разного возраста учитель говорит 6-10 часов в сутки; -З-За урок учитель предъявляет около 100 требований учащимся; -Н-Неудовлетворительность своей работой в качестве классного руководителя; -Н-Непонимание в коллективе; -Н-Несправедливость действий руководства; -Н-Нет социального признания.
(10-15 лет стажа) испытывают: -Монотонность; -Однообразие; -Статичность в преподавании. «Золотой фонд» педагогических кадров!!!
Причины кризиса: 1)Нет ожидаемой отдачи от своей деятельности; 2)«Механизм мастерства»; 3)Взаимоотношения с коллективом.
Этап «мастерства» (после 25 лет стажа) -В-В 50 лет – пик писательского мастерства; -В-В 55 лет – пик исторических исследований; -В-В 60 лет – пик политической деятельности.
Типичные проблемы: -Ощущение одиночества в семейной сфере (80%); -Психофизиологические и нервно- эмоциональные перегрузки; -Состояние здоровья (70%); -Дефицит общественного признания; -Неудовлетворенность своим положением в педагогическом коллективе.
Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим свое отношение к ним, изменим себя, поработаем над собой!!!