(материалы презентации подготовлены на основе пособия «Книга для родителей» А.Я. Данилюка) 1
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Общие положения: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка. 2
Содержательная часть Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его буд е т учитель нашей школ ы, прошедший специальную подготовку. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. 3
Основная задача курса Формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. 4
Организационное и методическое обеспечение: В настоящее время курс ОРКСЭ введён в 4-ом классе. Курс преподаёт ся 1 час (урок) в неделю (суммарно на 4 четверти – 34 часа), за счет 1 часа русского языка. Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг. В рамках курса ОРКСЭ подготовлена Книга для учителей, знакомящая взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами и Книга для родителей. 5
Что будут изучать Ваши дети? Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: --- основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. 6
Мифы по поводу… 7
Миф 1 – в школу придут священнослужители Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. 8
Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер 9 Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. И формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. 10
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 11
Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России. 12
Почему именно в этом возрасте вводится изучение нового предмета? В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. 13
Возрастной кризис Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью - качественно новый этап в развитии школьника, связан с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. 14
Образовательный кризис Связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребенка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни. 15
Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. 16
Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы людям? 17
Как будет организовано преподавание нового предмета и взаимодействие школы с семьей? 1)Преподавать новый предмет будут педагоги школы, в которой учится ребенок, – учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов, имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации на право преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. 2) В третьей четверти 3 класса администрация школы должна провести родительское собрание, на котором родителей ознакомят с задачами нового предмета, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение. Будут представлены модули предмета, из числа которых родители выберут один для изучения их детьми. 18
При выборе модуля родителями рекомендуется сделать следующее: Ознакомится с содержанием всех модулей предмета на родительском собрании. Выслушать на родительском собрании учителей, которые будут вести модули. Узнать о формах и методах педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Поскольку образовательный процесс в рамках нового предмет ориентирован на решение воспитательных задач, важно оценить не только профессиональные, но личностные качества педагога. Посоветоваться с классным руководителем и сделать окончательный выбор модуля и учителя. 19
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов -заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. 20 Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы–задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.
Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»? 21
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. 22
Совет 2. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности 23
Совет 3. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения 24
Совет 4. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. 25
Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети! 26