Образ Петра I в романе А.Толстого «Пётр I». В романе "Петр I" А. Н. Толстой с исторической правдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пётр 1. Россия на рубеже веков. Урок истории России в 7 классе Тема 3. Россия в первой четверти 18 века.
Advertisements

Военные реформы Петра I Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Новосибирская область г. Татарск МОУ СОШ.
Хабаровск 2011 Выполнил: Романов Виктор,7 «Б» класс.
Петр Великий «Окружающий мир» - 4 класс (II часть) Составила: Кривич Светлана Викторовна.
Петр I Велик ростом и делами Российский царь с 1682 года СОШ 24 МО РФ Учитель начальных классов Тихонова О.А. Окружающий мир, 4 класс 1.
Эпоха Петра I года.. Мужание Петра. Соратники ПетраI А. Меньшиков-будущий генералиссимус России. Г. Головкин- будущий канцлер России канцлер.
Пётр I Выполнил ученик 7«Б»класса МБОУ Гайнская СОШ Беспалов Дмитрий.
Работу выполнила: Султанова Диана Класс: 7 «Б». Родился в 1672 г. Отец- царь Алексей Михайлович имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком,
Урок истории 8 класс ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XVIII веке.
Петр Первый Великий (Петр Алексеевич Романов), царь с 1682 г., император с 1721 г., государственный деятель, реформатор, полководец. Родился в 1672 г.
«Он был сыном царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной» О ком идёт речь? О Петре I.
Перт I. Россия на рубеже веков. Что повлияло на формирование характера и мировоззрения Петра I.
Закончите фразу: Сегодня мы продолжаем изучение романа Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый».
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Автор: Донейко Наталья Владимировна, классный руководитель 6 б класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» города Георгиевска.
Начало правления Петра. «Рождение Петра Великого», Чориков Б. А.Чориков Б. А., XIX век.
Московское царство на рубеже XVII-XVIII вв. Начало правления Петра І ( гг.) Анимационные материалы к уроку Автор – Александр Худобец.
План урока: 1. Над греками повисла угроза порабощения 2. Марафонская битва 3. Причины победы греков.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Попова.
Транксрипт:

Образ Петра I в романе А.Толстого «Пётр I»

В романе "Петр I" А. Н. Толстой с исторической правдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, писал автор, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер". А. Н. Толстой широко осветил важнейшие события Петровской эпохи, показал роль в них самых различных слоев населения и огромное историческое значение фигуры Петра I.

На страницах романа царевич Петр появляется в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Наталья Кирилловна, выносит мальчика на крыльцо: "Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши..." Он увидел кровавую расправу, непомерную жестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским и Василием Голицыным. Эти события оставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясение. Петр рос очень подвижным, возбудимым, впечатлительным; его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два его брата. Шла борьба за власть, а Петр своим несерьезным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками и цыпками на руках шо­кировал бояр.

Петра тянуло в немецкую слободу; ему очень интересна жизнь на Кукуе, где он всему удивляется: "А это зачем? А это для чего? А это как уст­роено?" Таким он останется на всю жизнь, благодаря своему живому любопытству он будет постоянно учиться, все пропускать через себя, не бояться никакой работы, никаких трудностей. До всего он должен дойти сам; чтобы проводить реформы, ему необходимы независимость ума, отсутствие авторитетов. А. Н. Толстой показывает необычайную выносливость Петра, который сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешном войске безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге в серьезное изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые ядро будущей гвардии.

В одной из палат Преображенского дворца была организована корабельная мастерская, где под руководством немцев строили макеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицын посоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужной литературы, а Наталье Кирилловне сказал: "Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий..." Петра, который любил немку Анну Монс (впоследствии за предательство вычеркнутую им из сердца), женили на А. Лопухиной, молодой, глупой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петр с утра до вечера был в трудах и заботах строились потешные корабли на Переяславском озере.

Ситуация в стране заставляла Петра быть жестоким и беспощадным (часто сверх меры); страшное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев. Очень возмужал Петр после поражения под Азовом; неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливается на новый поход; для этого укрепляет боевую мощь: строит флот в Воронеже. И через два года победа не заставила себя ждать.

Подробно описывает А. Н. Толстой глубокие изменения в сознании Петра после поездки за границу. Много там было необычайного и дивного для русского глаза. Вспоминалась Петру сонная, нищая и неповоротливая Россия, не знает он пока, "какими силами растолкать людей, продрать им глаза... Черт привел родиться царем в такой стране!". Все эти мысли вызывают в нем бешеную злобу на своих и зависть к иностранцам. Первый порыв перевешать, перепороть. "Но кого, кого? Враг невидим, неохватим, враг повсюду, враг в нем самом..." В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется личность Петра, раскрывается его деятельный, государственный ум, все подчинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.

Поражение под Нарвой не сломило Петра, а заставило действовать: "...воевать еще не научились... чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить". Он начинает тщательную подготовку и через три года, выступив с новой армией, с новыми пушками против шведов, побеждает, твердо встав на берегу Балтийского моря. А. Н. Толстой взирает на Петра не только как на крупную историческую личность, которой подвластны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, прислушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: "Другого такого друга не будет... Радость вместе и заботы вместе".

Широко показывает А. Н. Толстой обилие народных талантов, которые Петр подмечал и посылал учиться за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобразования в стране. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие. Были понимающие и поддерживающие царя дворяне и бояре: князь-кесарь Ромодановский, искусный полководец Шереметьев, дипломат Петр Толстой, адмирал Головин, дьяк Винус. Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осуществление его идей.

При всей масштабности преобразования Петра I не только не улучшили участь народа, а наоборот, привели к усилению эксплуатации, увеличению поборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это тоже освещено в романе. А. Н. Толстой создал монументальный образ Петра I, но это не идеальная фигура "венценосца". Он изобразил сложнейшее переплетение в нем грубого и ласкового, доброго и злого, гуманного и жестокого. Но, безусловно, Петр I был человек гениальный по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России.