Работа с одаренными детьми в массовой школе.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности. Это ребенок с более высоким ( в сравнении со сверстниками ) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению.
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте ). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки ( подростковый образ ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( чаще встречаются в старшем школьном возрасте ).
* принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ; * принцип возрастания роли внеурочной деятельности ; * принцип индивидуализации и дифференциации обучения ; * принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ; * принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы ; Быть доброжелательным и чутким ; Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка ; Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения ; Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами ; Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию ; Обладать чувством юмора ; Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний ; Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность ; Стимулировать когнитивные способности учащихся.
Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально ; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда ; личность, способная осуществить самостоятельную деятельность ; личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры ; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения ; личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
1. Изучить методическую литературу по работе с одаренными детьми Срок : до г. Ответственные : руководители МО. 2. Учителям – предметникам : - активизировать и разнообразить формы и методы работы с мотивированными обучающимися ; - продолжить работу по выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей. Срок : в течение года. Ответственные : учителя - предметники. 3. Разработать рекомендации родителям и учителям по работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися. Срок : до г. Ответственные : зам. директора по УВР, руководители МО, психолог.